Об акафистах
Акафисты перешли к нам из Греции всесте с другими богослужебными книгами. В рукописях XI – XII веков уже встречаются их переводы на славянский язык.
В книге «Псалтирь с возследованием», напечатанной в 1495 году в Цетине, встречаются: служба акафисту Пресвятой Богородице и служба акафисту честному пророку и Крестителю Иоанну. Молитвослов 1520 года, напечатанный в Венеции, содержит службу акафисту Пресвятой Богородице. А в издании 1525 года известного богослова Франциска Скорины появляются уже акафисты на всю неделю. Они представлены в таком порядке: Живоносному Гробу Господню и Воскресению; святому Архангелу Михаилу; святому Иоанну Предтече; Божией Матери; апостолам Петру и Павлу; святителю Николаю; Животворящему Кресту и Господу Иисусу.
Отдельные издания акафистов на славянском языке дошли до нас начиная с 1625 года; это были изданные Киево-Печерскою Лаврю «Акафисты» с предисловием наместника Лавры иеромонаха Филофея Кизаревича. Там же толкуется и само слово акафист: «Неседальны, то есть молитвы и поздоровенья же без седенья отправоватися мает». В это издание вошло три акафиста: Причистой Богородице; Иисусу Сладчайшему и Успению Владычицы нашей.
Около 1630 года к прежним изданиям акафистов присоединяется славянское издание акафиста всем святым сочинения константинопольского партриарха Филофея (+1376).
За XVII век было десятнадцать изданий акафистов в Киеве, Чернигове, Кракове, Могилеве, Вильне, Почаеве, Москве и Львове. В XVIII веке появились новые акафисты: великомученице Варваре; Алексию, человеку Божию; святителю Николаю; и еще Пресвятой Богородице.
Составители акафистов не всегда стояли на высоте своей задачи. Поэтому в Духовном регламенте Петра I (1721 год) Святейшему Синоду указывалось: разыскать и рассмотреть акафисты, которые «наипаче в наши времена в Малой России сложена суть не малое число и употреблять их по преимуществу дома, а не в церкви, дабы совести человеческой не отягощали».
За распространение акафистов в народе взялись преимущественно униаты, которые хотели представить себя более богатыми церковными песнопениями по сравнению с православными. Униатами в Почаеве были изданы несколько сборников акафистов, которыми пользовались и православные. Лишь после того как в 1823 году киевский митрополит Евгений подал представление Синоду о непечатании более почаевских акафистов и Синод утвердил его, почаевские сборники перестали издаваться.
В московской же Церкви в то время, по словам митрополита Филарета: «Представился необыкновенный случай составить акафист преподобному Сергию: он был взбранным воеводою во время польского нашествия». Первый акафист преподобному Сергию Радонежскому уже существовал с 1651 года, напечатан же он был в 1788 году. Другой, самый известный, был написан митрополитом Платоном, образованнейшим церковным деятелем того премени, и издан также в 1788 году. Впоследствии этот акафист был отчасти исправлен святителем Филаретом.
В течение первой половины XIX века появились еще несколько акафистов: святителю Алексию; благоверному князю Даниилу Московскому сочинения митрополита Платона; святителю Димитрию Ростовскому сочинения князя Г.П. Гагарина и другой – священника Алексеева; святителям Стефану Пермскому и Митрофану Воронежскому сочинения князя П.А. Ширинского-Шихматова.
В 1845-49 годах появились акафисты митрополита Иннокентия Херсонского; и любовь народа к акафистам разгорелась с необыкновенною силою. Преосвященный Иннокентий в послании архиепископу Рязанскому Гавриилу писал: «Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом... Опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для православного народа».
Митрополитом Иннокентием было написано шесть акафистов: Пресвятой Троице; Страстям Христовым; Гробу и Воскресению Господню; Покрову Пресвятой Богородицы; святому Архангелу Михаилу; ко Причащению Святых Таин. Эти акафисты были несколько раз изданы, каждый в отдельности и все вместе.
Любовь православного общества к акафистам митрополита Иннокентия была чрезвычайно велика. Но тогда же возникли и осложнения, связанные с отношение к акафистам. На составление новых акафистов и особенно на употребление их в обителях весьма строго смотрел святитель Филарет Московский. В 1848 году в письме к преосвященному Иннокентию он основательно разбирает акафист Гробу и Воскресению Господню. В соответствии с его замечаниями митрополит Иннокентий исправил свой труд.
Еще строже владыка московский отзывался об акафистах в 1854 году в письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию: «Об акафистах моя мысль, чтобы употреблять древние – Иисусу Сладчайшему и Божией Матери и не вводить новых, которые дозвалено было напечатать, но которые не получили еще полного характера церковного».
В 1861 гду святитель Филарет писал к владыке новгородскому, а потом и к обер-прокурору Синода, записку об акафистах, в которой сетовал об излишнем умножении акафистов, составляемых из множества неопределенных и изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего. Действительно, из позднейших акафистов некоторые были скудны содержанием, но изобиловали излишними поторениями и широкими буквальными заимствованиями из прежних.
Составили следующих акафистов учли замечания святителя Филарета и старались избегать неопределенностей и невразумительности в их содержании. Вторая половина XIX века стала временем расцвета акафиста. За полувек их появилось более сотни. С тех пор акафисты стали одним из самых проникновенных выражений молитвенного вооду
шевления православного народа. О самых известных из акафистов расскажем несколько подробнее.
Об акафистах Спасителю известно, что акафист Иисусу Сладчайшему существовал уже в XIII веке; он встречается в греческих рукописях того времени. Существует предположение, что он составлен в Студийской обители на Афоне. Его славянский перевод сохранился в рукописи 1475 года в Следованной Псалтири, хранившейся в Московской Духовной Академии.
Акафист Честному Кресту Господню – творение константинопольского патриарха Исидора (+1349), а Гробу Господню и Воскресению – патриарха Филофея (+1376). Славянские переводы их издаются в Вильне в 1525 году. Второй из этих акафистов впоследствии по Духовному регламенту был изъят из употребления как несоответствующий древним мыслям Церкви и предметах пения. В 1798 году в Почаевском издании встречаются акафисты Страстям Христовым и Причащению. Этими четырьмя акафистами в качестве исходных воспользовался митрополит Иннокентий при написании своих акафистов.
В 1861 году появился акафист Воскресению Христову сочинения бароне Нольде, а в 1872 году – другой акафист Воскресению сочинения протоиерея Луки Ефремова.
Обращаясь к Богородичным акафистам, отметим, что их в России появилось более всего. Так любит народ русский Заступницу усердную рода христианского, так жаждет он все более и более славословий Ей. Одни из этих акафистов касаются событий из благодатной жизни Богоматери, другие – написаны в честь Ее чудотворных икон.
Древнейшим из них считается акафист Благовещению Пресвятой Богородицы (часто именовавшийся просто как акафист Пресвятой Богородице), составленный в VII веке диаконом константинопольской Церкви Георгием Писидийским. На Афоне, в монастыре Дионисиате, доныне показывают святую икону Божией Матери, пред которой в 626 году в первый раз этот акафист был читан патриархом Сергием.
В IX веке акафист Благовещению Пресвятой Богородицы вошел в уставы монастырей Студийского и святого Саввы, а потом распространился по всей Восточной Церкви. На Афоне, в Павловском монастыре, акафист Благовещению Пресвятой Богородицы написан красками на стене паперти, а в Иверском монастыре - на потолке притвора.
У нас в Московском Кремле в церкви Положения Ризы Богоматери, весь акафист Благовещению изображен на стенах. Олицетворенные песни его встречаются также в Успенском и Благовещенском соборах.
В печати на славянском языке акафист Благовещению Пресвятой Богородицы известен с 1496 года. Прежде в Московской синодальной библиотеке хранилась замечательная греческая рукопись акафиста – с двадцатью четырьмя изображениями по золотому полю. Она была прислана в 1662 году в Москву царю Алексею Михайловичу из Константинополя, где некогда составляла собственность византийского царя Алексия Комнена. Существует два перевода акафиста Благовещению на русский язык: один – святителя Филарета Московского, другой – профессора Духовной Академии Е. Ловягина.
Второй по древности акафист – акафист Успению Пресвятой Богородицы сочинения константинопольского патриарха Исидора (+1349). Славянский перевод его появился в печати в 1625 году.
Все следующие Богородичные акафисты написаны в России. Это упоминавшийся выше акафист Покрову Пресвятой Богородицы митрополита Иннокентия. Это акафисты особо почитаемым чудотворным иконам Божией Матери: пред Иверской иконой, издания 1861 года; в честь явления Казанской иконы, издания 1869 года; пред Тихвинской иконой, издания 1883 года; пред иконой Неопалимая Купина, издания 1884 года и др. Можно сказать, что за XIX век в России были написаны акафисты почти всем почитаемым иконам Божией Матери и сонму святых подвижников.
Из древнейших акафистов святым угодникам напомним об акафисте всем святым сочинения патриарха Филофея и акафистах преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу Московскому, оба сочинения митрополита Платона.
В XX веке традицию составления акафистов продолжил патриарх Сергий. Им в 1944 году были составлены акафисты в честь Владимирской и Донской икон Пресвятой Богородицы. Эти акафисты вошли в сегодняшний обиход Русской Православной Церкви.
Разъяснение Акафистных наименований Богоматери
В акафистах, канонах и праздничных песнопениях, посвященных Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, содержится много наименований Заступницы христианской, взятых из книг Ветхого Завета.
Такие наименования при краткости их выражения заключают в себе глубокий духовный смысл. Они указывают на ветхозаветные прообразования, относящиеся к Богоматери, обрисовывают Ее свойства и добродетели, а также вводят в Ее созерцание Таинства воплощения Сына Божия.
Весьма многие из христиан часто читают какой-либо акафист Пресвятой Богородице и знают его наизусть; однако в понимании отдельных славословий его возникают затруднения. То же можно сказать и о других песнопениях.
Несомненно, разъяснение смысла благоговейных наименований Пресвятой Богородицы принесет православному читателю духовную пользу.
Царица и Владычица
В акафистах, канонах и песнопениях часто Пресвятая Богородица именуется Царицей и Владычицей. Наименование Царицею взято из 44 псалма, где псалмопевец Давид, провидя Святым Духом небесную славу Пресвятой Матери Господа – Девы Марии, в восторге духа взывает ко Господу: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещерена (Пс.44, 10).
Пресвятая Дева Мария есть Царица, ибо родила Христа, Царя неба и земли. Как Матерь Господа и Царица Она предстоит престолу Своего Сына одесную, выше херувимов и серафимов. Как Царица по данной Ей благодати Она Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями всех прибегающих в Ее державный Покров.
Наименование Пресвятой Богородицы – Царицею равносильно наименованию Ее – Владычицею, которое также неоднократно употребляется в канонах и акафистах. Пресвятая Дева Мария есть Владычица, ибо родила Христа, Владыку неба и земли.
Христова книга одушевленная, запечатленная (запечатанная) Духом. Книжный свиток
Такое наименование Божие Матери взято из книги пророка Исаии, где упоминается о некоей запечатленной книге: И будут вам вся сия словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку, ведущему писания, глаголюще: прочти сие, - и речет: не могу прочести, запечатленна бо (Ис.29,11). Эта поистине непсотижимая для разума человеческого книга есть Пресвятая Дева Мария. Она стала Христовой книгой, как только произнесла на глас благовещения Архангелова: да будет (Лк. 1, 38). В обыкновенной книге пишутся слова, которые служат выражением человеческих мыслей, в Ней же, как в таинственной книге, перстом Отца Небесного тотчас проявилось Божественное Слово Его – Господь Иисус Христос.
Точно в таком же смысле прилагается к Пресвятой Деве Марии наименование книжного свитка, взятое из книги пророчества Иезекииля (Иез.2, 9). В каноне говорится: «Радуйся, свитче, в немже перстом Отчим написася Слово».
Пресвятая Дева Мария есть Христова книга, запечатанная Духом, то есть непостижимая, таинственная. В Ней начерталось Слово Божие без помощи человеческой руки, то есть воплотилась при нерушимости Ее девственного состояния. Святитель Иоанн Златоуст в слове на Благовещение Пресвятой Богородицы рассуждает: « Какая это запечатленная книга? – Непорочная Дева. От кого Она дается? – От священников. Кому? - Плотнику Иосифу. И речет Иосиф: не могу прочесть. Почему не можешь? – Книга сия запечатленна. Кому же Она блюдется? – Создателю всех во обитель».
В отличие от бездушных человеческих книг Христова книга именуется одушевленною.
Богоневеста. Невеста Неневестная. Всенепорочная
Наименование Пресвятой Богородицы – Богоневеста употребляется весьма часто. Взято оно из книги царя Соломона Песнь Песней, где в образе восторженной взаимной любви жениха брата и невесты сестры (Песн.4, 9; 8,1) изображается тесный духовный союз Христа с Церковью. Пресвятая Дева Мария как Матерь по плоти Господа Иисуса Христа есть первый и главный член основанной Им Церкви – и потому Она, по преимуществу, именуется в духовном смысле Его Невестою.
«Радуйся, Невеста, которой обручитель есть Дух Святый, а Жених – Христос», - взывает к Ней святой Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Богородицы.
В акафистах в конце каждого икоса Божия Матерь часто именуется Невестою Неневестною. Это наименование есть то же, что и невеста, не познавшая брака, то есть выходящая из ряда обыкновенных невест.
Также из книги «Песнь Песней» взято наименование таинственной невесты – Всенепорочная: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в Тебе (Песн. 4, 7).
Палата всех Царя. Чертог Царя всех. Чертог всесветлый. Чертог Слова
Эти наименования взяты из книги Притчей, где об ипостасной Премудрости – Сыне Божием говорится: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. (Притч. 9, 1).
Под этим величественным домом Премудрости разумеется Церковь, устроенная Христом. Как в обыкновенных домах бывает несколько помещений, так и обширный дом Премудрости заключает в себе множество обителей, то есть верующих в Иисуса Христа, ибо в каждом из них обитает Он, как в Своем жилище. Но между этими обителями Христа в обширном Его доме – Церкви первое место занимает Пречистая Его Матерь, вместившая Его во чреве Своем. Поэтому Она именуется не просто домом, а палатою – чертогом Слова.
Кроме того, такое именование приличествует Ей по внутреннему Ее убранству (Пс.44, 14), то есть по нравственным совершенствам и добродетелям. Предопределенная Промыслом Божиим быть Материю Бога Слова Она заранее предочищалась Духом Святым для этого великого Таинства от всего нечистого и греховного и, наконец, дошла до такой нравственной красоты и совершенства, что Бог Слово снизшел в Нее, как в царскую палату, как в светлый и богато убранный брачный чертог.
«Светоносная палата уготовася Тебе, Владыка, утроба чистая Богоотроковицы, гряди к Сей и сниди, ущедри создание Твое», - поет Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Престол огненный (огнеобразный)
Во чреве Пресвятой Девы Марии Бог Слово восседал, как на огненном престоле, виденном пророками Даниилом (Дан. 7, 9) и Иезекиилем (Иез. 1, 26-27).
Пресвятая Дева Мария именуется Престолом огненным Вседержителя, ибо вселившийся в Нее Господь есть Огнь, поедающий все нечистое и греховное и разливающий повсюду свет мира и благодати. От близкого соприкосновения с божественным Огнем Всенепорочная Дева, осеняемая Духом Святым, явилась чистою от всего греховного и Сама стала светоносною.
В каноне святителю Николаю поется: «Палата высокаго Царя и огнеобразный была еси Престол, Дева, херувим превышши и серафим паче ума бывшая».
Цвет неувядаемый. Цвет нетления. Розго (стебль) прозябения неувядающего. Таинственный жезл, произрастивший цвет неувядаемый
В 17-й главе книги Чисел описывается, как Господь Бог для прекращения распрей о божественном избрании дома Ааронова и колена Левиина повелел Моисею взять от каждого колена жезл, означенный его именем, и положить их все вместе в скинии. Через одну ночь жезл Аарона произрастил ветвь, цвет и плод: И се прозябе жезл Аарона в дому Левиине и израсти ветвь, и процветоша цвети, и израсти орехи (Чис. 17, 8).
Эта ветвь жезла, чудесно процветшая, принесшая плод и никогда потом не увядавшая, прообразовала собою Пресвятую Деву Марию. Она чудесно произошла от бесплодных родителей, подобно тому, как чудесно произошел цвет от сухого жезла Ааронова.
Из канона Рождеству Богородицы: «Произрастение сухаго указало Израилю предъизбрание священника – и ныне преславное Рождество Девы от бесплодной чудно являет светлое достоинство родивших».
Из всей Ветхозаветной Церкви Пресвятая Дева Мария была поистине самый лучший стебелек, чудесно процветший и принесший чудные плоды нравственного совершенства. Поистине Она цвет неувядаемый – по неувядаемости Своей девственной чистоты и непорочности. В этом же смысле именуеся Она в акафистах – цветом нетления.
По отношению к Рождению Господа Пресвятая Богородица именуется также таинственным жезлом, произрастившим цвет неувядаемый, то есть означается именем самого жезла Ааронова: «Радуйся, Богоневеста, таинственный жезл, произрастивший цвет неувядаемый».
Жезл Ааронов вопреки законам природы произрастил неувядаемый цвет, так и Дева Мария, оставаясь девою, вопреки законам природы зачала и родила неувядаемый цвет – Богочеловека. Из канона Введению во храм Пресвятой Богородицы: «Процвел некогда жезл Ааронов, прообразовав Твое, Пречистая, божественное рождение, что Ты зачнешь безсеменно, пребудешь нетленною и по рождении явишься девствующею, питая Младенца, Бога всех».
Яблоко благовонное
В книге Песнь Песней Богочеловек для показания превосходства Его пред сынами человеческими, именуется яблонею, находящейся среди деревьев лесных: «Яко яблонь посреде древес лесных: так брат Мой посреде сынов; под сень Его восхотех и седох, и плод Его сладок в гортани моем (Песнь 2, 3).
О Пресвятой Деве Марии в песнопениях поется как о «Единой прозябшею яблоко благовонное». Она именуется прозябшею этот сладкий, благовонный плод, ибо и Она среди дочерей человеческих была также яблоком благовонным.
«Радуйся, яблоко благовонное, плод, родившийся от бесплодной и имеющий божественную красоту! – Ты говоришь в песнях: положите мя во яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз (Песн. 2, 5)» - взывает к Ней святой Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Богородицы.
Рождшая благоухание Единого Царя. Обоняние Христова благоухания
В книге Бытия рассказано: когда Ной по окончании потопа принес жертву Господу, то Господь обонял воню благоухания ее (Быт. 8, 20-21). Это благоухание жертвы Ноевой служило прообразом благоухания Крестной жертвы Христовой (Еф. 5, 2). Отсюда произошло наименование Христа благоуханием Единого Царя, то есть приятным для Бога Отца; отсюда наименование Пресвятой Богородицы как рождшей благоухание Единого Царя.
Пресвятая Богородица именуется также обонянием (запахом) Христова благоухания. Подобно тому, как сосуд удерживает запах благовонного вещества, бывшего в нем, так и Богоматерь сделалась причастною святости Святейшего Святых, бывшего во чреве Ее.
Сладкоуханный крин (Благоуханная лилия)
В книге Песнь Песней жених говорит о своей невесте: Якоже крин в тернии, тако искренняя Моя посреде дщерей (Песн. 2, 2).
То же самое и Жених – Христос мог сказать о Богоневесте – Пресвятой Деве Марии. По Своей девственной чистоте Она точно была среди дщерей человеческих, как благоуханная лилия среди терния.
Из канона воскресного: «Едину Тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет, чистоты блистанием светящуюся и светом девства, Всенепорочная, Невесту восприят».
Кадило благовонное
Наименование это заимствовано из следующего изречения книги Песнь Песней о таинственной невесте: Кто сия восходящая от пустыни, как столпы дыма, напоенная благовониями от смирны и ливана, от всяких порошков продающаго миро? (Песн. 3, 6).
Кадило, в собственном смысле, в Писании означает: 1) благовонное курение, в честь Бога возносимое (Пс. 65, 15); 2) кадильницу, то есть тот сосуд, в котором на угли возлагается фимиам или ладан для курения (Лев. 16, 12).
В этих значениях слово кадило приложимо к лицу Пресвятой Девы Марии. Во-первых, Она, как благовонное курение, вознесена была родителями в честь Бога, когда во исполнение ими обета через три года по рождении была приведена в храм Божий: «От праведных Иоакима и Анны призошел плод обетования – Богоотроковица Мария и, как богоугодный фимиам, в младенческом возрасте приводится в святый храм, обитать как святая во святилище», - из канона Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Во втором значении, Она приняла в утробу Свою, как кадильница, Божественный горящий Угль – Бога Слово. В таинственном видении пророка Исаии (Ис. 6, 6-7) горящий угль, взятый одним из серафимов клещами от алтаря и очистивший пророка, по учению Церкви знаменовал Господа Иисуса Христа – Свет истины и Солнце правды.
В слове на Рождество Богородицы святой Иоанн Дамаскин восклицает: «Радуйся, кадильница, златый сосуд; Ты носишь в Себе Божественный огнь, и из Тебя излилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление».
Слово кадило означает в Священном Писании также возношение молитвы к Богу (Чис. 16, 46; Пс. 140, 2; Откр. 5, 8). В этом значении оно также приложимо к Пресвятой Деве Марии. Она, как сосуд, полный фимиама даров Святого Духа, есть самая теплая и верная молитвенница за нас пред престолом Божиим и в этом самом смысле именуется – приятным молитвы кадилом.
Миро многоценное
Это наименование Пресвятой Богородицы заимствовано из того же изречения, что и предыдущее (Песн. 3, 6).
Во-первых: Пресвятая Дева Мария есть миро многоценное по рождению Господа, Который есть благоухание, то есть как Помазанник (по-гречески Христос), помазан елеем радости (Пс. 44, 8). По преизбытку сообщенных Ему даров Святого Духа Он безмерно превосходит всех помазанников – царей, первосвященников и пророков. (В Ветхом Завете цари, первосвященники и пророки обыкновенно помазывались на свое служение возлиянием елея на их главу.) Он обладает в высочайшей степени ведением пророка, святостью первосвященника и могуществом царя, которого даже самое имя – миро излиянное (Песн. 1, 2). Поэтому и Богоматерь называется миром многоценным как причастная славы рожденного от Нее Христа. В песнопениях Она именуется: «Сосудом, миро неистощимое на Нее излиянное приемшим».
Во-вторых: Пресвятая Дева Мария поистине есть миро многоценное, составленное из благоуханных добродетелей – девственное чистоты, смирения безмолвия, послушания и прочих. Благоухание благодати Святого Духа, излившееся в душу Пресвятой Девы Марии, наполняло и Ее тело и было ощущаемо достойными того.
Святой Дионисий Ареопагит, сподобившийся через три года после своего обращения видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву Марию, так пишет о том святому апостолу Павлу: «Когда я введен был пред лице Святейшей Богообразной Девы, то облистал меня и вне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлились окрест меня столь дивные различных ароматов благоухания, что ни немощное мое тело, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от славы и божественной благодати Девы. Свидетельствуюсь Богом, вселившимся в пречистейшую девическую утробу, что если бы не хранил я в памяти и новопросвещенном уме твоего божественного учения и законов, то признал бы Ее за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому истинному Богу: ибо человеческий ум не может представить никакой славы и чести, которая была бы выше того блаженства, какое тогда вкусил я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия» (Из книги «Величие Пресвятой Богородицы»).
Живый и независтный (неоскудевающий) источник. Живой воды источник. Живоначальный источник.
Наименования эти взяты из книги Песнь Песней, где невеста, являющаяся прообразом Пресвятой Девы Марии, именуется источником и кладязем воды живой (Песн. 4, 15). Под водою живою в Писании разумеется вода Божественной благодати, утоляющая навеки духовную жажду человека и приводящая его через это к вечно блаженной жизни.
В песнопениях Пресвятая Дева Мария именуется: «Животныя (живыя) воды источник неистощаемый». Из Нее, как из неистощаемого источника, чрез рождение Ею Спасителя человеков, излились реки воды живой (Ин. 7, 38) спасительной благодати на все человечество.
В каноне на Успение Пресвятая Богородица именуется: «Нетленным источником живоначальнаго и спасительнаго для всех воплощения Божия», а также: «Живоначальным источником, источающим разрушения для смерти и жизнь».
По блаженном Успении Своем, достигнув неизреченной высоты небесной славы, Пресятая Дева Мария как Царица и Владычица и Сама соделалась неистощаемым источником, из которого каждый мерою своей веры и усердия может черпать потребное для своей души количество живой воды, поэтому на богослужении Церковь взывает к Ней: «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Чистая Дево Богородице, но просит благодати и приемлет дар к пользе прошения».
Нива, неоранная яве (явно не подвергшаяся возделанию). Нива, взращивающая многоплодие щедрот
В книге Бытия говорится: Сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак сельный, прежде даже быти на земли, и всякую траву сельную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати ю (Быт. 2, 4-5).
Эта вначале неодожденная и невозделанная земля, и между тем призрастившая всякий злак и всякую траву, прообразовала собою Преблагословенную Деву Марию, произрастившую из нетленных Своих чресл Божественный колос – Господа Иисуса Христа.
Святой Ириней пишет: «Как превосозданный Адам получил телесный свой состав от чистой, еще дественной земли (ибо Бог еще не одождил на нее и человек ее не обрабатывал), и образован рукою Божиею, то есть Словом Божиим (ибо все через Него сотворено, и Бог взял перст от земли и образовал человека); так и в воплощении Бога Слова повторилось то же самое: Бог Слово, восстановляющий собою Адама, благоволил и родиться по подобию восстановляемого Адама, ибо родился от Марии, Которая была Девою».
Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Эдем означает девственную землю. Насади, - говорит Писание, - Господь Бог рай во Едеме на востоцех (Быт. 2, 8), чтобы знал ты, что рай был делом рук не человеческих, ибо земля была девственною, не принимала в себя плуга, не была изборождена, но нетронутая руками земледельцев, по одному повелению Божию, произрастила древа. Поэтому-то Бог и назвал ее Эдемом, что означает девственная земля. Эта дева была образцом иной Девы.
Как земля призрастила нам рай, не принявши в себя семян, так и Та Дева, не приявши семени мужского, произрастила нам Христа».
В акафисте Пресвятая Дева Мария, как прообразованная первобытною землею, именуется в отношении к рождению Богочеловека: «Клас (колос) прозябшая (произрастившая) Божественный, яко нива, неоранная яве» и «Приобретением плода безсмертнаго, земледелающею земледелателя человеколюбиваго, произращающею Насадителя жизни нашей, - нивою, взращивающею многоплодие щедрот.
Одушевленная трапеза
В акафисте поется «Одешевленная трапеза, хлеб жизни вместившая».
Во втором отделении устроенной Моисеем скинии свидения в числе прочих принадлежностей находилась трапеза, на которой полагались двенадцать хлебов пред лицем Божиим (Исх. 25, 30). Эта вещественная трапеза служила прообразом одушевленной трапезы – Пресвятой Девы Марии, вместившей в утробе Своей Хлеб, снизшедший с неба, насыщающий голод духовный и вводящий в жизнь вечную (Ин.6, 51).
«Яко трапеза хлеб вмещаеши тайный: от негоже ядше не ктому алчем, всепетая, ведущии Тя, Христа всех Бога родительницу и питательницу, яко воистину» - из канона святому Иоанну Предтече.
Как первообраз вехозаветной трапезы Пресвятая Богородица также именуется в песнопениях: «Трапезою, носящею (вместившею в Своей утробе) обилие умилостивлений».
Юница
Юница означает телицу, которая была в числе жертвенных животных Ветхого Завета и приносилась преимущественно в жертву спасения или мира (1 Цар. 16, 2-5).
Образ юницы весьма ясно отразился в Пресвятой Деве Марии: Она в трехлетнем невинном возрасте, точно юница, принесена была родителями Своими в жертву Богу, то есть посвящена на служение Богу при Иерусалимском храме, и через то, по дивному устроению Промысла Божия, предуготовлена к тому, чтобы сделаться Матерью Спасителя – непорочного Юнца, водворившего на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14).
«Иоаким и Анна, веселитесь ныне, - взывает Святая Церковь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, - приводя во храм к Господу, как трехлетнюю юницу, чистую будущую Матерь Бога Христа, Царя всех, от вас родившуюся».
Наименование Богоматери юницею указывает также на девственное Ее состояние, в котором Она пребывала всю жизнь. В этом отношении выражение канона: «Юница, родившая Юнца непорочного» - равнозначно выражению пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14).
Агница
Агница также была жертвенным животным Ветхого Завета и своим природным смирением, кротостью и терпеливостью прообразовала Пресвятую Деву Марию, вся земная жизнь которой была украшена агнчим смирением. Читая в книге пророка Исаии о рождении Еммануила от Девы, Отроковица Мария пламенно желала быть хотя бы последнею рабою у той Девы.
Глубокое смирение слышно в Ее ответе на архангельское благовестие: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38). Тайну Своего высокого служения человечеству Она смиренно хранила в безмолвии, слагая все совершившееся с Нею в сердце Своем. Чудное смирение являла Она и тогда, когда по прославлении Божественного Сына Своего, достигла Сама неизреченного величия.
Во всю жизнь смиренна, кротка и терпелива была Пресвятая Дева. Поэтому в песнопениях она прославляется: «Агница, рождшая Божия Агнца, вземлющаго мира всего прегрешения».
Теплое очистилище. Очистилище миру. Всего мира очищение
Такие наименования синонимы Пресвятой Богородицы часто встречаются в акафистах и песнопениях. Очистилищем в Ветхом Завете именовался золотой покров ковчега Завета, осененный поставленными на обеих сторонах херувимами, которые преклоняли на него и друг к другу свои лица и крыла (Исх. 25, 17-21). Очистилище Ветхого Завета было престолом, с которого непостижимый Бог приближался к человеку, принимал его мольбы об очищении грехов и открывал ему Свою волю (Исх. 25, 22).
Очистилище Нового Завета – Пресвятая Дева Мария, Которая чрез рождение Спасителя, соделала Его близким к человеку так, что Он явился плотоносцем на земле, жил вместе с людьми и принес Себя в жертву за них.
Изображение херувимов над очистилищем Ветхого Завета прообразовало служение Сил Небесных тайне соплощения от Пресвятой Девы Сына Божия.
Утро светлейшее. Звезда, проявляющая солнце. Звезда невечернего света. Заря таинственного дня.
Наименования эти связаны со словами из книги Песнь Песней, где невеста, прообразующая собою Пресвятую Деву Марию, представляется проницающею, аки утро (Песн. 6,10), что значит – блистающею, как заря.
Утренний блеск всегда является после ночной тьмы и служит началом дня; так и Пресвятая Дева Мария, как утренний блеск, явилась в мире после глубокой тьмы язычества и идолопоклонства и положила начало невечернего дня веры в истинного Бога, потому и именуеся в акафистах: «Звездою, проявляющею солнце, звездою невечернего света и зарею таинственного дня».
Утро обыкновенно бывает свежим и чистым, когда утренняя заря принимает в себя первые лучи блистательного солнца и служит предтечею восхождения его на горизонт. Так Пресвятая Дева Мария есть свежее и чистое Утро по своей внутренней и внешней чистоте.
Когда Архангел явился к Ней с благовещением великой тайны безмужнего воплощения от Нее Сына Божия, Она, убоявшись за Свое девственное целомудрие, тотчас обнаружила пред ним чистоту Своей души, вопросив Ангела: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34)
Как только приняла Она с покорностию предвозвещенную Ей тайну: как утренняя заря восприняла в Себя первые лучи озарившего Ее Солнца – Христа, тотчас соделалась не только предтечею восхождения Его для спасения мира, но и согласно словам канона: «Единою, носившею Солнце – Христа, и жилищем Света».
Дверь едина. Врата едины
Наименование это, выражающее на языке Церкви безмужнее рождение от Пресвятой Девы Марии Господа Иисуса Хриса, взято из книги пророка Иезекииля: И обрати мя (Господь), - говорит пророк, - на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: сия врата заключена будут и не отверзнутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог Израилев внидет ими, - и будут заключена (Иез.44, 1-2).
В словах пророка под образом святых врат, затворенных и оставшихся заключенными и после того, как прошел ими Господь, - предвозвещается всегдашнее заключение врат (дверей) девства Пресвятой Девы Марии, как до чудесного прохождения ими Господа, так во время и после сего проходения. Таинственные врата, виденные Иезекиилем, были обращены на восток. Это значит, что они были предназначены для входа Господа Иисуса Христа, Который именуется в Священном Писании Востоком (Лк. 1, 78).
Пресвятая Богородица именуется в песнопениях: «Дверь едина, еюже (через которую) Слово пройде едино».
В воскресной стихире в неделю святых жен Мироносиц поется: «О превелия Таинства! Зря чудеса, проповедую Божество: Еммануил бо естества убо врата отверзе, яко человеколюбец, девства же заключения не разруши, яко Бог: но еще от утробы пройде, якоже слухом вниде; тако воплотися, яко зачатся: безстрастно вниде, несказанно изыде, по пророку глаголющему: сия врата заключена будут, никтоже пройдет ими, токмо Един Господь Бог Израилев».
Вереи и врата адова Рождеством Своим сокрушившая
Выражение: Сокрушать вереи (укрепления); сокрушить врата и сломить вереи – неоднократно употребляются у пророков в смысле праведного гнева Божия на известные города (см. Плач. 2, 9; Амос. 1, 5; Ис. 45, 2). Отсюда взято и наименование Той, что родила Победителя ада, - «Рождеством Своим сокрушившая вереи и врата адова».
В священном Писании врата города понимаются как центр его силы и деятельности и приводятся обыкновенно всесто наименования самого города, например: любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлих (Пс.86, 2). Потому и выражение – «сокрушить вереи и врата ада» значит: сокрушить всю силу и все враждебные ухищрения ада.
Божественный вход (путь, мост). Лествица небесная
В акафистах Пресвятой Богородице часто встречаются обращения к ней: «Лествица небесная, благодатию возвысившая всех от земли», «Божественный вход спасаемых», «Мост, приводящий от смерти к жизни», «Лествица небесная, еюже (которою) сниде Бог».
Все эти наименования взяты из описания таинственного видения патриархом Иаковом лестницы, бывшей Ее прообразом (Быт. 28, 12-17). Лестница, виденная во сне Иаковом, утверждена была на земле и верхним концом своим достигала до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней.
Пресвятая Дева Мария по Своему естеству прежде находилась на земле, как и все прочие люди. Но благодатию Божией Она удостоилась того, что коснулась самого неба, и соделалась для людей – Божественным путем ко спасению – лестницею, Своею благодатию возвышающею их от земли. Она стала мостом, переводящим людей от земли к небесному блаженству – от смерти к вечной жизни. Поэтому в акафистах и песнопениях поется о ней, как о лествице небесной.
«В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышняго, так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лествицу, сказал: это – путь Божий; посему достойно слышишь: радуйся, благодатная, Господь с Тобою», - из канона Благовещению Пресвятой Богородицы.
Легкий облак
Наименование это взято из 19-й главы книги пророка Исаии, которая начинается так: Се Господь сидит на облаце легце (Ис. 19, 1). Куда же пришел Иисус на сем облаке? И приидет во Египет, - далее пророчествует Исаия, - и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его.
Этими словами пророк ясно указывает на то событие из жизни Спасителя, когда Он в младенческом возрасте, восседая на руках Пречистой Своей Матери – как на легком облаке – бежал от ярости Ирода в Египет, где тотчас по Его прибытии языческие идолы пали.
Кроме того, Пресвятая Богородица именуется легким облаком потому, что из Нее, как из облака, воссияло Солнце правды – Христос. Это облако именуется легким по изъяснению святого Амвросия Медиоланского: в том смысле, что Приснодева не была обременена никаким грехом.
«Легкий облак, на котором пришел Носимый нетленною дланью Пребожественный Иисус, сидящий в славе на престоле Божества», - поется в песнопениях.
Гора тучная и усыренная Духом. Высота неизреченная
В 67-ом псалме царь Давид вдохновенно зрит Пресвятую Деву Марию в образе горы тучной и усыренной и восторге духа взывает: Что вы завистливо смотрите, горы холмистая? – Вот гора, на которой Бог благоволил обитать и на которой Господь будет жить вечно (Пс. 67, 17).
Пресвятая Дева Мария есть гора – по высоте достоинства Матери Божией. Достоинство это превознесло Ее не только над людьми, но и над Ангелами, соделало Ее честнейшею херувим и славнейшую без сравнения серафим. В этом стысле Она именуется: «Высотою неизреченною» и «Высотою, недостижимою для мыслей человеческих».
Святой Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Богородицы взывает: «Взыграйте, горы – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного совершенства, ибо рождается преславная Гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору, величие Ангелов и человеков».
Пресвятая Дева Мария есть гора тучная, как плодоносная добродетелями, и Она есть гора усыренная – то есть орошеная благодатию Святого Духа.
Свещник. Светоносный светильник
Во втором отделении устроенной Моисеем скинии – в святилище находился изваянный из золота, с семью светилами светильник, в котором постоянно возжигался от жертвенного алтаря чистый елей (Исх. 25, 31-32; Лев. 24, 1-4). Светильник этот прообразовал Пресвятую Деву Марию, горевшую семью светилами Святого Духа и возжегшую во тьме и сени смертной невещественный Свет – Христа (Мф. 4,16).
В акафисте поется: «Светоносный Светильник, явившийся сущим во тьме, видим в лице Святыя Девы, ибо Она, возжигая невещественный Свет, путеводит всех к Божественному ведению, зарею просвещая ум и чтима будучи сими воззваниями: радуйся, луч умнаго Солнца, радуйся, блистание незаходимаго сияния... радуйся, ибо от Тебя восходит многосветлое просвещение».
В каноне Спасителю поется: «Сиянием, Дева, из Тебе возсиявшаго Света, ум мой озари, сердце просвети, тьму греховную отгоняющи и мглу лености моея потребляющи».
Златая стамна. Подяющая пищу,преемствующую манне
Песнопения называют Пресвятую Богородицу – «Златой стамной, содержащей в себе манну, услаждающую чувства благочестивых».
Златая стамна (ваза), содержала в себе манну, питавшую и услаждавшую евреев во время их странствования к земле обетованной и находилась в третьем отделении Моисеевой скинии – Святое Святых (Исх. 16, 32-36).
По учении Церкви златая стамна прообразовала собою Пресвятую Деву Марию – сей позлащенный Святым Духом сосуд, в котором содержался сшедший с неба Хлеб жизни, насыщающий и услаждающий чувства благочестивых (Ин. 6, 48-52).
В акафисте поется: «Радуйся, подающая пищу, преемствующую (следующую за) манне».
Червленица, кровями своими окрасившая божественную порфиру для Царя сил
Червленицой называлась в переводе с греческого улитка, дающая багряную краску. Под божественною порфирою Царя разумеется плоть Богочеловека. В великом каноне Андрея Критского читаем: «Внутри чрева Твоего, Пречистая, соткалась мысленная порфира – плоть Еммануила».
Наименование Богоматери червленицею, кровями своими окрасившую порфиру Царя сил, указывает на заимствование от Ее девственных кровей плоти Господа Иисуса Христа и взято из книги Песнь Песней.
В своем слове на Рождество Богородицы святой Иоанн Дамаскин взывает к Ней: «Ты из девственных кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в песнях: заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси, и что усладилася еси (Песн. 7, 5-6)?»
Стена
Наименование стена взято из книги Песнь Песней (Песн. 8, 10), где таинственная невеста, прообразующая собою как Святую Церковь, так и лице Богоневесты – Девы Марии, именует себя в значении духовной силы и крепости – стеною.
Священное прибежище. Пристанище душам
В числе сорока восьми городов земли обетованной, данных Богом колену Левиину, шесть городов было так называемых убежных, назначенных для убежища неумышленным убийцам (Чис. 35, 6). В этих городах они могли чувствовать себя в безопасности от поисков и смертной казни. По учению Церкви эти убежные города прообразовали Пресвятую деву Марию.
В слове на день Покрова Божией Матери святитель Димитрий Ростовский говорит: «Прибежище нам есть Пресвятая Дева, яко град убежания, к Ней бо прибегающии сокрушение не точию от рук мстителя адскаго свободни бывают, но и от самыя десницы Всемогущаго Бога и от меча гнева Его спасаются; от тех силою непобедимою, от Сея – молитвою и заступлением. Темже вси да притецем немедленно под омофор благоутробия Ея, выну простираемый над нами».
В ветхозаветных убежных городах неумышленные убийцы обязаны были жить до смерти великого священника, то есть первосвященника (Чис. 35, 25). Не прежде, как по смерти первосвященника, они могли свободно и безопасно возвратиться каждый в свое жилище. Так же не Крестная ли смерть великого Первосвященника – Господа Иисуса Христа, принесшего Самого Себя в жертву за грехи мира, даровала нам право, посредством заступления и помощи Пресвятой Девы Марии, свободно и безопасно от злых духов, перейти каждому в свое Небесное отечество – в горние обители Отца Небесного?
Исплетшая мирови (сплетшая для мира) нерукоплетенный венец
В 28-й главе книги пророка Исаии Господь именуется Великолепным венцем и прекрасною диадемою (Ис. 28, 5). Эти слова церковный песнопевец отнес к Иисусу Христу, Который поистине есть великолепный венец для народа Божия.
Соответственно тому и Пресвятая Дева Мария, как избранное орудие Промысла Божия в сплетении сего чудесного и непостижимого венца, именуется в канонах и акафистах: «Сплетшею для мира венец, и притом нерукоплетенный, так как Она родила Сына Божия неискусомужно наитием на Нее Святаго Духа».
От потопа греховного мир спасшая. Ковчег
Ной, спасший от всемирного потопа всех, находившихся в устроенном им ковчеге, по учению Слова Божия и святых отцов Цекви прообразовал Господа Иисуса Христа, спасающего от греховного потопа всех, входящих в устроенный Им ковчег Святой Церкви Таинством Крещения.
Святой апостол Петр, говоря о спасении в Ноевом ковчеге восьми душ от потопа, прибавляет: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога (1 Петр. 3, 21-22).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Повествование о потопе содержит в себе тайны, и бывшее тогда служило образом вещей будущих, а именно: ковчег был образом Церкви, а Ной – образом Христа».
Пресвятая Дева Мария есть Матерь по плоти основателя ковчега Церкви – Господа Иисуса Христа и потому именуется в канонах и акафистах: «От потопа греховного мир спасшею», а также как первое лице Церкви – управительницей новосозданного мира и ковчегом. «Радуйся, ковчег, - взывает святой Иоанн Дамаскин к Богородице в слове на Ее Рождество, - Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением».
Место освящения славы. Селение славы. Святая скиния. Бога Невместимаго вместилище
Священным местом Славы Божией были в Ветхом Завете сначала скиния Моисеева, потом храм Соломонов. Моисей согласно повелению Господа освятил скинию и принадлежности ее елеем помазания (Исх. 40, 9-10). Сразу после этого: Покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния (Исх. 40, 34).
В царствование Соломона подвижная скиния была заменена храмом. Как только ковчег Завета – самая священная часть скинии – был перенесен в храм, он сделался священным местом Божией славы. Скиния и храм, обитанием в них славы Божией, служили прообразованием совершеннейшей скинии – живого и одушевленного храма Божия – Пресвятой Девы Марии. Она была освящена елеем благодати Святого Духа и Бог славы явился в Ней и из Нее телесне (Кол. 2,9). Таким образом, Она соделалась, как говорится в песнопениях, «Пространным селением Слова и скиниею святою и пространнейшею небес, вместившую в себе невместимое во всей твари Слово Божие». В этом же смысле Пресвятая Богородица именуется в акафисте – «Бога Невместимаго вместилищем».
В Иерусалимском храме, воздвигнутом на месте разрушенного Храма Соломона, не было чудесного облачного осенения славы Божией (Иез. 10, 18-19), но он удостоился преимущественной славы перед первым храмом, ибо в него явилась Пресвятая Дева – живое и одушевленное селение Божией славы, достойное удивления самих Ангелов. В кондаке на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы поется: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: сия есть селение Небесное».
Огнеобразная колесница Слова. Колесница солнца умнаго (духовнаго)
Пророк Иезекииль был призван к пророческому служению таинственным видением Господа в образе человека, сидящего на престоле, под которым были четыре царственных животных, означавших херувимов и столько же одушевленных колес (Иез. 10, 1-22).
По учению Церкви Господь, сидящий на престоле, носимом херувимами, - это Бог Слово – второе лице Святой Троицы, а таинственная колесница знаменовала собой Пресвятую Деву Марию, во чреве Которой восседал Он, как на таинственных колесах, виденных пророком Иезекиилем.
Пресвятая Дева Мария именуется в акафистах и песнопениях: «Колесницею пресвятою Сущаго на херувимах». Еще также: «Колесницею Слова огнеобразною; Колесницею солнца умнаго», ибо Господь, вселившийся в Нее, есть огнь, сжигающий все нечистое и греховное (Втор. 4. 24; Евр. 12. 29), и духовное солнце, разливающее повсюду свет мира и благодати (Малах. 4, 2; Мф. 4, 16).
От близкого соприкосновения с этим божественным огнем всенепорочная Дева, осеняемая Духом Святым, соделалась, сколь возможно это для бренного существа, Ему подобною, явилась чистою и светоносною.
В акафисте Пресвятая Дева Мария именуется еще: «Преславным селением Сущаго на серафимах». Наименование это заимствовано из таинственного видения пророком Исаией (6, 1-4) Господа, Которого славословили окружавшие Его серафимы. Селение то – преславное, потому что Пресвятая Дева Мария, вместив в Себя Господа славы, от сияния которой, как видел пророк Исаия, самые серафимы закрывают лица свои, исполнилась этой славы в степени, возможной для тварного существа.
В каноне поется: «Все изумляется божественной славе Твоей, ибо Ты, не познавшая брака Дева, имела во чреве Всевышнего Бога и родила безлетнаго Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя».
Одушевленный рай. Богонасажденный сад
Богонасажденный сад – первобытное блаженное жилище человека (Быт. 2, 8) был украшен множеством красивых деревьев со вкусными плодами. В Писании сказано: И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь (Быт. 2, 9).
И Пресвятая Дева Мария, как прекрасный и духовнонравственный рай, представляла Собою вид удивительной нравственной красоты и являла в Себе чудные плоды добродетелей. В каноне Одигитрии (Путеводительнце) есть слова: «Радуйся, тайных цветов (то есть цветов внутреннего совершенства, цветов добродетелей) прекрасный сущий раю!»
Но, как главным украшением рая было стоявшее посреди его древо жизни (Быт. 2, 9), так и Пресвятая Дева Мария имела посреди Себя, во утробе Своей, Древо жизни – Господа. Как поется в акафисте: «Радуйся, одушевленный рай, имеющий посреди себя Древо жизни – Господа.
Назначением плодов древа жизни было предохранять тело человека от тления и смерти и чрез то соделывать его вечно блаженным. Не с целью ли духовно оживить подвергшегося через грех тлению и смерти человека возросло и божественное Древо – Господь Иисус Христос? – Сладость Его плодов оживляет подвергшихся тлению причащение Его с верою.
Древо жизни возросло в раю без возделывания зесли руками человеческими: Не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати ю (Бвт. 2, 5). Не так ли возрасло и в одушевленном раю Живоносное Древо – Господь Иисус Христос? В каноне на Воздвижение Честного Креста поется: «Ты – таинственный рай, Богородица, невозделанно возрастивший Христа».
Град всех Царя (Город Царя всех)
Наименование это взято из 86-го псалма: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86, 3), то есть великое возвещено о тебе, град Божий. Под градом Божиим разумеется здесь Иерусалим, что ясно видно из предыдущего стиха: «Любит Господь Бог врата Сиона паче всех селений Иаковлих». (Иерусалим часто именуется Сионом по имени главной горы, на которой он расположен.)
В чем заключалось «преславная» Иерусалима? – Первоначально в том, что великий силою Божией царь Давид, утвердивший победами мир и безопасность своего царства и заслуживший всеобщую любовь своих подданных, избрал его столицею своего царства и построил там дом свой (2 Цар. 5, 7-9).
По смерти Давида над городом Иерусалимом воссияла особенная слава Божия. Царем Соломоном, сыном Давида, в нем был воздвигнут великолепный храм Господу Богу, Которому благоугодно было утвердить именно в нем, а не в каком-то другом городе иудейском, жилище Себе. Город Иерусалим со времени сооружения в нем храма сделался средоточием истинного богослужения для всего мира, местом для всех драгоценным, всеми посещаемым и благословляемым. Со всех сторон стремились к нему сонмы иудейского народа с молитвами и жертвами Богу отцов своих.
В Иерусалиме было большое стечение и язычников. Весьма многие из них великолепием храма Соломона побуждались к благоговению пред Богом истинным и обращались к вере в Него. Ожидая этого обращения язычников, Соломон просил Господа принимать в новоосвященном храме молитвы не только иудеев, но и язычников (3 Цар. 8, 41-43).
По учению Церкви Пресвятая Дева Мария относительно Своей славы подобна, но в несравненно высшей степени, городу Иерусалиму, о котором изречено – преславное. Она не пользовалась вначале, также как и крепость Сионская, никакою внешнею славою, хотя и происходила из царского рода Давидова, но Господь Иисус Христос благоволил соделать Ее как бы столичным городом для Своей Богочеловеческой природы: воздвигнув в Ней нерукотворенный дом плоти Своей, который в то же время был и славным храмом Божества Его.
«Придем все видеть как бы от малаго чертога раждающийся ныне город Божий, Ту, Которая имела исход из дверей чрева, но не знала входа сообщения, ибо Один Создатель прошел сею дивною стезею», - из канона Рождеству Богородицы.
Став живым и одушевленным храмом Богочеловека, Пресвятая Дева Мария, по прославлении Божественного Сына Своего, сделалась, подобно славному городу Иерусалиму, предметом почитания для всего мира. Согласно с Ее речением, Ее ублажают все роды (Лк. 1,48). Со всех концов мира устремляются к Ней, как в древности в столичный город Иерусалим, сонмы различных народов со славословиями, молитвами и благодарениями. В церковных песнопениях звучит: «Град всех Царя, преславная и достослышанная, о нейже глаголана быша яве (город Царя всех, о котором ясно изречено дивное и достославное)».
Гора несекомая
Во второй главе книги пророка Даниила содержится описание знаменательного сновидения Навуходоносора, царя вавилонского. Огромная, сложенная из различных металлов статуя сорушилась камнем, отсекшимся от горы без помощи рук человеческих и потом обратившимся в великую гору и наполнившим всю землю (Дан. 2, 34-35). Навуходоносору, как изъяснил ему пророк, этим образом была представлена общая печальная судьба четырех великих земных царств (вавилонского, персидского, греческого и римского), сорушение их царством Христовым и распространение Христова царства по всей земле.
Таинственная гора, от которой чудесным образом отсекся камень, и названная по этому случаю – несекомою, знаменовала одушевленную гору – Пресвятую Деву Марию, от Которой чудесным образом, без нарушения Ее девственного состояния, благоволил телесно отсечься краеугольный камень – Христос (Ис. 28, 16).
«В горе и двери небесной и мысленной лестнице Богоприлично предуказал Тебя Божественный сонм (пророков): ибо от Тебя отделился камень без рук, без мужа, и Тобою, как дверью, пришел Господь, чудодействующий Бог отцев наших» - из канона на Рождество Богородицы. «Камень нерукосечный от несекомой горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества, тем веселящеся Тя, Богородице, величаем», - там же.
Руно одушевленное
«Руно одушевленное, еже (которое) Гедеон предвиде», - из слов канона.
Гедеон, пятый судия израильский, для укрепления упования своего на помощь Божию в битве два раза испросил у Бога знамение руна, которое, положенное им на гумне, в одну ночь получило изобильную росу, между тем как земля была суха, а в другую – осталось сухим, тогда как земля имела росу (Суд. 6, 36- 40). По учению Церкви руно, избранное Гедеоном в знамение победы над врагами, прообразовало одушевленное Руно – Пресвятую Деву Марию. «Видит Тя яко руно Гедеон» - слова из канона на Благовещение Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский говорит в слове на празднество явления иконы Божией Матери во граде Казани: «Побеждает Гедеон Мадиам сильно, и откуду прият ту силу? Не от руна ли орошеннаго, Пресвятую Богородицу прообразовавшаго?»
Каким образом руно Гедеоново прообразовало Пресвятую Деву Марию? Во-первых, руно было положено Гедеоном на гумне. Под гумном в таинственном смысле разумеется избранный народ Божий, среди которого находилась и Пресвятая Дева Мария. (Общество верующих в Евангелии представляется под образом гумна, которое Небесный Сеятель очищает: пшеницу – людей праведных собирает в житницу, готовит для Царствия Небесного, а плевелы – нераскаянных грешников отделяет для сожжения огнем неугасающим. (Мф. 3, 12; 13, 24-30).
Во-вторых, руно, положенное на гумне, орошено было изобильною росою. Пресвятая Дева Мария, избранный член народа Божия, орошена была нисшедшим в Ее утробу Небесным дождем – Господом Иисусом Христом, как о том воспевает Церковь в каноне на Рождество Христово: «Яко дождь с небесе на руно сниде и воплотися нас ради». Руно обильно орошено было росою, между тем как земля оставалась сухою, - это значит, что языческие народы и сами иудеи оставались духовно сухими, одни – от бесплодного зноя языческого суеверия и многобожия, а другие – от того, что не приносили достойных плодов покаяния, тогда как во всем роде человеческом Пресвятая Дева была единственным лицем, на которое преизобильно излилась благодать Святого Духа и соделала Ее Матерью Бога Слова, Спасителя мира.
В-третьих, руно, лежавшее на гумне, осталось в другую ночь сухим, тогда как земля исполнилась росы. И одушевленное руно – Пресвятая Дева Мария – соделалось сухим, то есть по рождении от Нее Бога Слова пришла в то состояние, в котором была до рождения Его – осталась Девою. Между тем земля исполнилась росы, то есть языческие народы, горевшие в пламени многобожия обратились к Живоносному Источнику небесной Благодати – Господу Иисусу Христу, оросились и оживились.
Как поется в акафисте: «От Тебя истекла роса, угасившая пламень многобожия; посему мы взываем к Тебе: Радуйся, Дева, руно одушевленное, которое провидел Гедеон».
Неопалимая купина (куст)
Купина горящая, но не сгораемая, которую увидел Моисей в земле Мадиамской при горе Хорив (Исх. 3, 1-3), также служила прообразованием Пресвятой Девы Марии.
Во-первых, обыкновенный куст – купина была удостоена того, что Господь в огненном пламени пребывал в ней. И Пресвятая Дева Мария жила в бедном, обычном состоянии и при всех Своих внутренних совершенствах была смиреннейшею из людей, но между тем обрела такую благодать пред Богом, что Господь Иисус Христос, явившийся некогда Моисею в купине, телесно вместился в Нее. (В повествовании Моисея лице, явившееся ему в купине первоначально именуется Ангелом Господним. Но, так как ему тотчас приписываются свойства Божества, большая часть учителей Церкви разумеет в нем Сына Божия.) Во-вторых, купина, объятая огненным пламенем, по законам природы должна была бы тотчас сгореть, но между тем не сгорала.
Точно так же и Пресвятая Дева Мария, по разумению человеческому, тотчас должна была сгореть, как только телесно вместился в Нее Огнь попаляющий (Втор. 4, 24) все бренное, нечистое и греховное. Между тем Она осталась невредимою.
Как поется на Рождество Богородицы: «Купина, пылавшая огнем на горе... ясно прообразовала Тебея, Богоневеста: ибо Ты неопалимо приняла божественный невещественный Огонь в вещественное чрево». И также: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси Купина, в нейже неопально Моисей виде, яко пламень, огнь Божества».
Несгораемость купины, по учению Церкви, означала также несгораемость девственного состояния Пресвятой девы Марии. Догматик 2 гласа: «Якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси».
Облако всесветлое. Столп огненный
«Облако всесветлое, непрестанно осеняющее верных» и «Столп огненный, вводящий человечество в высшую жизнь», - именуют песнопения Пресвятую Богородицу.
Когда евреи шли из Египта в землю обетованную, предводительствовал ими не столько Моисей, сколько Бог. Он присутствовал в облачном столпе, который осенял их днем и освещал ночью (Исх. 13, 21). Этот столп облачный, показывавший путь странствовавшим евреям, по учению Церкви, прообразовал Пресвятую Деву Марию.
Как поется в песнопениях: «Проявив телесно Солнце правды – Христа и излив на весь мир дождь Его благодати», Она соделалась облаком всесветлым, непрестанно осеняющим верных на пути из сего греховного мира – как из Египта, к земле обетованной – горнему Отечеству.
Как матерь духовного Света Она, как огнеоблачный столп, разгоняет в сердцах верующих – новых израильтян (Рим. 9, 6-8) мрак неверия и разливает свет истины: «Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке!» - поется в акафисте. Как обширнейшее облако, Она покрывает преданных Ей и молящихся Своим милосердым покровом от всех бед и зол настоящей жизни: «Радуйся, Покров мира, обширнейший облака!».
Как древних евреев при Чермном море преследовали фараон и египтяне (Исх. 14, 9-10), так христиан в бурном море жизни постоянно преследуют лукавый и его клевреты. В то самое время, как эти враги полагают уже овладеть верующими в Господа, Пресвятая Дева, подобно ветхозаветному огнеобразному столпу, отделяет одних от других – освещает для христиан путь спасения, а врагов Церкви приводит в смятение и безнадежность.
Святитель Димитрий Ростовский в слове на празднество явления иконы Богородицы в граде Казани говорит: «Не отчаяваим Божия милосердия и якоже от греховных волнений, сице и от настоящих бед избавления: се бо имамы в пути жизни нашея Премилостивую Одигитрию, милосердую Наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам от Бога, аки столп Израильтяном, к обетованной земле ведущий, есть бо Она столп огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь: Радуйся, огненный Столпе, наставляяй во тьме сущих! Радуйся, Покрове миру, ширший облака! Огнь есть не вещественный, но Божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая; облак есть, яко носившая Бога и изливающая нам дождь Божия милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую на земли Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая, по Давидову речению: Столп крепости от лица вражия (Пс. 60, 4). Путеводительница и Наставница есть, яко руководствующая и наставляющая нас ко спасению: якоже наставила есть Марию Египетскую».
Истинная лоза виноградная. Лоза винограда Христова. Мысленный виноград
Из виноградника Господня – иудеев – принесшего при всем тщательном уходе за ним Небесного Виноградаря вместо добрых гроздьев – дикие ягоды (Ис. 5, 1-2), Пресвятая Дева Мария оказалась истинною лозою виноградною, произрастившею зрелый грозд – Христа, из Которого источается вино духовной жизни и веселия для верующих.
В церковных песнопениях поется: «Радуйся, винограде, яже грозд животный рождшая, Богородице, чистая Одигитрие!»; «Мысленный винограде, израстивший нам грозд Божественный, от Негоже напаяемся водою нетления! Источи моей души умиление и вино очищения» и «Истинная лоза виноградная, произрастившая зрелый грозд, из Которого источается вино, веселящее души в серою прославляющих Ее.
Голубица. Спасшая мир от потопления греховного
Церковные песнопения именуют Пресвятую Богородицу: «Голубица, родившая Милостиваго».
В книге Песнь Песней таинственная невеста в знак своей нравственной красоты неоднократно именуется голубицею (Песн. 1, 14; 2,14; 5,2).
Также и ранее в книге Бытия упоминается о голубице. Ной, спасаясь в ковчеге от всемирного потопа, определенно узнал о приближающемся конце его после того, как вторая из пущенных им из ковчега голубиц возвратилась к нему, держа в клюве масличный лист. Пущенная в третий раз голубица к нему не возвратилась, чем совершенно уверила его в прекращении потопа (Быт. 8, 10-12).
Голубица сия прообразовала Пресвятую Деву Марию. Вместив в утробе Своей Милостивого Спасителя мира, не имела ли Она в Себе, подобно голубице Ноевой, принесшей масличный лист, задаток приближающегося конца всемирного потопа греховного? А потом, родив Милостивого (в греческом языке милость и маслина близки по звучанию), не возвестила ли Она избранным людям, подобно голубице, в третий раз пущенной Ноем из ковчега: на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14)?
«Радуйся, Всенепорочная, родившая путь жизни, спасшая мир от потопления греховнаго!» - поется в акафисте.
Царево седалище
Сын царя Израильского Давида, Соломон, в одном из отделений своего дворца устроил судебную палату, где решались важные государственные дела. В ней стоял сделанный из слоновой кости и обложенный чистым золотом престол для восседания царя, возвышавшийся над седалищами прочих судей (3 Цар. 7, 7; 10, 18-19).
Вместив в утробе своей Царя неба и земли Господа Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария не сделалась ли для Него живым и одушевленным седалищем, подобным тому, какое устроил для себя Соломон?
Седалище Соломона было облечено чистым золотом. Не облечена ли была и Пресвятая Дева Мария чистым золотом благодати Святого Духа? Шесть ступеней вели к седалищу Соломона. Также, не через многие ли ступени благодатного восхождения и Пресвятая Дева Мария дошла до того, чтобы сделаться седалищем небесного Соломона? Седалище Соломона возвышалось над седалищами прочих судей. И седалище Небесного Соломона – Пресвятая Дева Мария явилась гораздо выше херувимов, служищих престолами Царю славы.
«Богомудрые родители Богоматери получили достойный Бога небесный дар – седалище Бога, превысшее самих херувимов, родительницу Слова и Создателя» - из песнопений на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Море, потопившее фараона мысленнаго. Неистощимое море благодати
Чермное море, потопившее египетского фараона и его войско (Исх. 14, 28), прообразовало Пресвятую Деву Марию. В песнопениях об этом сказано: «Неистощимое море благодати, потопившее князя власти воздушныя, мысленнаго фараона».
Море потопило фараона при воздействии на него чудодейственного жезла, находившегося в руке Моисея (Исх. 26-27); Пресвятая Дева Мария потопила сатану также через воздействие чудодейственного жезла, находившегося в деснице Отца Небесного, то есть через снисшествие в утробу Ее и рождение от Нее Единородного Сына Божия.
Воздействие Моисеева жезла было погибельным для фараона, а для странствовавших евреев оно было напротив спасительным. Евреи шли по морю, как посуху; воды моря раздвинулись для них, возвысились и отвердели наподобие стены (Исх. 14, 16. 21-22; 15, 8). То же следует сказать о Пресвятой Деве Марии. Чрез рождение Господа, Она служит для жестокого фараона сатаны – морем погибели; для верующих же в Господа – новых израильтян, которые яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13), Она служит морем спасения, твердою и непреоборимою стеною, защищающею и охраняющею их в странствии от врагов видимых и невидимых. Поэтому сказано: «Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице».
Камень, напоивший жаждущих жизни
В акафисте Пресвятая Богородица именуется: «Камень, напоивший жаждущих жизни».
Когда странствовавшии евреи остановились в пустыни Рефидиме, то ощутили большой недостаток в воде. По повелению Божию Моисей ударил своим чудодейственным жезлом в камень горы Хорива – и вода истекла из него в количестве, достаточном для всех (Исх. 17, 1-6).
Подобно этому, до пришествия в мир Спасителя большая часть человечества иссыхала от бесплодного зноя языческого идолопоклонства и суеверия и могла духовно погибнуть от жажды живой воды – спасительной благодати. По благоволению Божию, не хотящему духовной смерти людей (Иез. 33, 11), от Пресвятой Девы Марии, как ударением в камень, то есть рождением от Нее чудодейственного жезла – Господа Иисуса Христа, истекла вода живоносной благодати, могущая утолить жажду вечной жизни всего человечества (Ин. 7, 37-38).
Святой апостол Павел в образе камня, утолившего жажду евреев в безводной пустыне, созерцает Самого Господа Иисуса Христа (1 Кор. 10, 4). Не противоречит ли святому апостолу Церковь, относя наименование камня к Пресвятой Деве Марии? Нисколько. Пресвятая Дева соделалась камнем живоносной воды для человечества не Сама по Себе, а чрез Господа Иисуса Христа, потому Она именуется камнем, напоившим жаждущих жизни как Матерь Его по плоти.
Земля обетования. Сад земли обетования
Земля Ханаанская, занятая народом еврейским по обетованию Божию, изреченному их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову (Быт. 12, 7; Втор. 9, 5), Самим Господом была названа по изобилию своих плодов – кипящею медом и млеком (Исх. 3, 8).
По учению Церкви эта земля обетованная предъизображала таинственную землю обетования Божия - Пресвятую Деву Марию, источившую чрез произращение божественного колоса – Христа – мед и млеко неистощимых духовных благ.
В книге Песнь Песней таинственная невеста также представляется источающею мед и млеко: Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; под языком твоим мед и млеко (Песн.4, 11).
В акафисте поется: «Радуйся, земле обетования, из которой течет мед и млеко».
Одежда нагих дерзновения
Одежда нагих дерзновения означает одежду для тех, которые как обнаженные лишены дерзновения.
Это обнаженные, лишенные дерзновения, - согрешившие праотцы Адам и Ева, а в их лице и все люди. Как только Адам и Ева преступили заповедь Божию и вкусили от запрещенного плода, то тотчас увидели себя лишенными одежды нравственной красоты и совершенства и, будучи обнаженными, потеряли прежнее дерзновение являться пред лице Божие и беседовать с Богом. (Быт.3, 7-10).
От согрешивших праотцев грех и духовная нагота прешли на все человечество (Рим. 5, 12), которое все более удалялось от Бога и все глубже погружалось в бездну духовной смерти и погибели. Собственными силами восстать из этой бездны и облечься в первобытное совершенство люди не могли. Для того требовалась сила Божественная.
Сын Божий снисходит в утробу преочищенной Духом Святым от всего греховного дщери человеческой – Девы Марии, рождается, терпит Крестные страдания и смерть и со славою воскресает. Он в лице Своем как Богочеловек вокрешает и все духовно умершее человечество, облекает его в первобытную одежду чистоты и непорочности, приближает к Богу и соединяет с Ним: Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (Ин. 17,21).
Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Сын Божий, Церковь именует одеждою дерзновения обнаженных – потому что Она возвратила людям чрез Божественного Своего Сына превобытную одежду нравственной красоты и совершенства, в которой им уже не постыдно приближаться к Богу.
В акафистах и песнопениях поется: «Радуйся, одежда нагих дерзновения, чрез которую мы облечены славою» и «Мы, прежде обнаженные чрез обольщение, облечены в одежду нетления чревоношением Твоим».
Столп Девства. Непоколебимый столп Церкви
В книге «Песнь Песней» таинственная невеста, в знак ее внутренней силы и непобедимости,неоднократно представляется под образом столпа (Песн. 4,4; 7,4). Пресвятая Богородица именуется в акафистах «Столпом Девства» как чудная и беспримерная в роде человеческом Дева, как первая из дочерей человеческих, явившая миру со всею ясностью красоту и достоинство девственного целомудрия.
Она же именуется «Непоколебимым столпом Церкви» как родившая Того, силою Которого никакие усилия человеческие, даже самые врата адова не одолеют (Мф. 16, 18) основанной Им Святой Церкви.
Умывальница (купель), омывающая совесть
В первом отделении устроенной Моисеем скинии свидения – между алтарем жертвоприношений и самою скиниею находилась медная умывальница, из которой ветхозаветные священники омывались перед началом служения (Исх. 40, 30-32).
Умывальница сия по учению Церкви предъизображала Пресвятую Деву Марию. Чрез рожденного от Нее Господа Иисуса Христа, Который спасе нас банею пакибытия (Тит. 3, 5), новозаветные священники и все, уверовавшие в Господа, перед входом в состав тела Церкви Христовой омываются в купели крещения – только не от нечистоты очерненной грехами совести – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 6, 11).
Святое Святых большая. Высшая Святого Святых. Святостию превышающая Святое Святых
Святое Святых, то есть священнейшее место, так называлось в Ветхом Завете третье отделение скинии, где хранился ковчег Завета. Оно доступно было одному только архиерею и то только однажды в год, когда нужно было приносить очистительную жертву за грехи свои и народа (Лев. 16, 6,7). Святое Святых предъизображало Богоприемное чрево Пересвятой Богородицы, куда единою вошел безсеменно Орхиерей грядущих благ – Господь Иисус Христос, чтобы Самого Себя предуготовить в очистительную жертву за грехи всего мира (Евр. 9, 11-12).
Сколько Господь Иисус Христос превосходит ветхозаветного первосвященника и сколько очистительная жертва Его за грехи мира выше ветхозаветной очистительной жертвы, настолько и Пресвятая Богородица выше ветхозаветного Святого Святых.
«Радуйся, - взывает к Пресвятой Богородице святой Андрей Критский, нерукоделанная сень и Богоделанная, в Нюже единою на кончину веков Един Бог и Слово и первый первосвященник вниде, юже выше всех в Тебе тайно тайную священнодействовав службу».
Ковчег, позлащенный Духом. Одушевленный кивот Божий
Важнейшую принадлежность отделения скинии Святое Святых составлял ковчег Завета, иначе именуемый кивот свидения – ящик, содержавший в себе две скрижали Закона Божия. Он был сделан по повелению Божию из древ негниющих и позлащен вне и внутри золотом (Исх. 25, 10-11).
По учению Церкви кивот свидения Божия прообразовал Пресвятую Деву Марию, вместившую в себя не скрижали Закона, а Самого Законодателя.
«Ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая, показася, не скрижали носящь закона, но Христа Господа, Егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» - из слов покаянного канона Иисусу.
В каноне на Сретение Господне говорится: «Благость Твоя, Христе, покрыла Небеса; ибо исшедши из кивота святыни Твоей неврежденной Матери, Ты явился в храме славы Твоей, как носимый на руках Младенец, и все наполнилось хвалою Тебе».
Когда царь Давид возжелал перенести кивот свидения Божия в Иерусалим и для этой цели кивот был везен на колеснице, то руки непосвященных не должны были дерзновенно касаться священного кивота Божия. Некто Оза дерзновенно коснулся его и пал бездыханным (2 Цар. 6, 6-7). Подобное случилось и с одушевленным кивотом Божиим – Пресвятою Богородицею.
По блаженном Успении Ее святые апостолы несли одр с пречистым телом Ее для погребения через Иерусалим в Гефсиманию. В это время один из иудейских священников, по имени Афоний, не принадлежавший к числу верующих в Господа, с неистовою яростью устремился к одру со злонамеренною целью низвергнуть на землю Пречистое тело Богородицы. Но как только его руки дерзновенно прикоснулись к одру, тотчас невидимым действием правосудия Божия они были отсечены.
В каноне на Успение Пресвятой Богородицы об этом сказано так: «Злодейственныя руки дрзкаго не умедлило поразить отсечением правосудие Бога, оградившаго Божественною славю честь одушевленнаго кивота, в котором Слово сделалось плотию».
«Рука непосвященных отнюдь да не касается одушевленнаго кивота Божия», - из песнопения на Благовещение Пресвятой Богородицы. Во втором храме Иерусалимском не было священного кивота Божия, но он был более и не нужен. Его заменил одушевленный кивот Божий – Пресвятая Дева Мария.
Разъяснения закончим словами из песнопения на Богоявление Господне: «Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже горний ум недоумевает: как воспеть Тебя, Богородица; но как благая прими веру, и любовь нашу божественную Ты знаешь: ибо Ты предстательница христиан; Тебя мы величаем».
Об акафистах. Разъяснение акафистных наименований Богоматери. М., 2001.
Исторические сведения об акафистах приводятся на основе материала, публиковавшегося в журнале «Русский паломник». Разъяснение акафистных наименований Богоматери приводится по книге священника Николая Волкова издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.
Издание подготовлено и осуществлено совместно с общиной Храма Христа Спасителя.
Издательство «Круг чтения»
117312 г. Москва, просп. Шестидесятилетия Октября, 7а