Преподобная, благоверная княгиня Евфросиния Московская
память
17 / 30 мая и 7 / 20 июля
Имя преподобной Евфросинии в миру - Евдокия
(«Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия
Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия
митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание
Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу
торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел
большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз
Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини
«преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак.
Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси:
наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными
врагами - внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним
врагам - Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских
княжеств.
Кроме того, почти в самый год
бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая
язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и
причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна -
страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно
пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского
терема, оставляя свой след в сердце юной княгини - и вот тогда-то явила
себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и
сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в
1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились
великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела
Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых
литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной
земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и
пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в
связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом
Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит
Алексий не только благословил князя на эту поездку - восьмидесятилетний
старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со
всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам
святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся
из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под
духовным руководством и благословением великих святых земли Русской -
святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного -
святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии
архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный
Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца
Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был
поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя
Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни
великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле
любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах
единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают,
возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии.
Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так
и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.
И вот пришел 1380 год - новая разлука с
мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на
победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с
великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского
ига, - горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом
поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси
Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382
г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли.
Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в
Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы
великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за
городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути
она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли
Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть
русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы
и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был
явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение.
Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына
великого князя - Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила
сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание - сын был задержан в
Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч
рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское
княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в
плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389
г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По
свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих
русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» -
одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли
великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему
сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая
княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах.
Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его
повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под
роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими
своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском
тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную
пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По
Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы - княгини.
Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили
клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к
матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех
сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд - дети увидели, что
подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и
почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили
прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и
думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и
людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть
им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить
то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга,
она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и
одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о
монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы
- в Кремле - устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве
были два женских монастыря - Алексеевский и Рождественский) в честь
Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь
встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от
ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия
Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая
княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и
монастырей в Переславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано
одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось
оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища
грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ.
Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа,
собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая
дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся
вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в
заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия
совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы
была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести
чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26
августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом,
духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили
икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном
видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством
«молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих
наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения архангела
Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила
принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию
был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь
Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой
княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и
чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего
пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в
обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой:
«Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда
довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах
наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как
сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе
прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и
не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав
рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду
у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с
прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини
исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая
1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в
постриге имя Евфросинии («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла
закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме
великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось
увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м
году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в
указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г.,
совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою
приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание,
преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как
у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма
продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя
Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма,
так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого
князя Василия Темного - Мария Ярославна - дала обет завершить постройку. В
1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей
великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения
воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) -
вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) - мать Иоанна IV
Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) - супруга царя Феодора Иоанновича,
Наталия Кирилловна (1694 г.) - мать Петра I и другие. Последней упокоена
здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра
I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35
гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под
спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была
устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали
500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в
памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне, после Литургии крестным ходом с
преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в
Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского.
Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся
стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский
митрополит Владимир (Богоявленский ( 1918 г.). По окончании ее
присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с
жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие
торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с
целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии
остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства
началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея
пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты
Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии
оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи
преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли
возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в
двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков
преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли
обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями
двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с
находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.
Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же
подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей
семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского
государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня
Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной
земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека.
Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной.
Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость».
Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Акафист преподобной, благоверной княгине Евфросинии Московской
Кондак
1
Избранной от рода
державнаго, угоднице Христовой Евфросинии, крепкой заступнице и
молитвеннице нашей, похвальная восписуем ти, чтущии тя: ты же, яко имущая
дерзновение ко Господу, того умоли избавитися нам бед и скорбей, и в
будущем веце Небесное улучити Царствие, да зовем ти: Радуйся, преподобная
княгине Евфросиние.
Икос
1
Ангельское воистину
безстрастие еще на земли стяжала еси, преподобная, ни во что же вменяющи
княжения славу, богатств обилие, вся мира красная, о юности и тела красоте
нерадивши, непрестанными же к Богу молитвами, бдением и постом плоть
изнуривши, и душу добродетельми украсивши, сицевому равноангельному житию
твоему удивляющеся, сия вопием ти, преподобная: Радуйся, от младых лет
спасение взыскавшая. Радуйся, в молитвах к Богу прилежавшая. Радуйся, в
напастех на Него Единаго упование полагавшая. Радуйся, в сане княжестем
смирение сохраншая. Радуйся, во власти державней кротость во всем
соблюдшая. Радуйся, к нищим милосердие неоскудное показавшая. Радуйся, в
чертозе княжестем иночески пожившая. Радуйся, неговании двора царскаго
постническое житие явившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
2
Видящи преподобная в
доме отчем заповедей Божиих усердное хранение и в благочестии преспеяние,
от юности навыче о спасении душевнем паче всего ревновати, и в теплых к
Богу молитвах Ему воспевати: Аллилуиа.
Икос
2
Разум во благочестии
утвержден имущи преподобная, не земныя радости в супружестве взыскаше, но
паче всего супругу в добродетелех подражаше, и того к делом добрым
подвизаше, со тщанием к почести Вышняго звания течаше, сицевое житие
преподобныя восхваляюще, возопиим к ней таковая: Радуйся, Бога паче всего
возлюбльшая. Радуйся, в жизни славней нощи в молитвах пребывати не
оставльшая. Радуйся, во обилии благ земных, постнической жизни навыкшая.
Радуйся, в мирстей жизни чистоту сердца сохраншая. Радуйся, супружеств
христианских удобрение. Радуйся, жен благочестивых украшение. Радуйся, во
обилии благ живущим благочестия образ подавшая. Радуйся, во славе сущим
христианскаго жития правило показавшая. Радуйся, преподобная княгине
Евфросиние.
Кондак
3
Сила Вышняго присно
невредиму тя сохраняше, преподобная, егда смертоносная язва многи окрест
тебе погубляше, и многажды в нахождениих врагов безбожных соблюдаше тя от
меча их и пленения. Темже Бога благодарящи вопияла еси: Аллилуиа.
Икос
3
Имущи сердце милостивное
и к людем страждущим удобь преклонное, во всех града и княжения напастех,
в запалениих огненных, в нахождениих и губительствех вражиих, первее к
Богу обыкла еси, преподобная, с молитвою теплою прибегати, и к той вся
люди подвизати. Темже почитающе твое теплое к Богу о людех ходатайство, и
скорую бедствующим помощь, вопием ти сицевая: Радуйся, гнев Божий
молитвами твоими умолявшая. Радуйся, в бедах и напастех помощь Божию
обретавшая. Радуйся, крова лишенным пристанище уготовлявшая. Радуйся, от
врагов разоренным снабдение подававшая. Радуйся, состраданием скорби
бедствующих утолявшая. Радуйся, милосердием нищету обнищавших отгонявшая.
Радуйся, душу ко всем милосерду имевшая. Радуйся, во мнозех благотворениих
любовь к людем показавшая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
4
Буря скорбных помышлений
обдержаше тя преподобная, егда юный князь, блага ради людей своих, волею
пойде в жилище ярящихся злонравных агарян, яко овча в ложа дивиих зверей,
и паки егда сын твой два лета преживе в пленении у безбожных врагов. Ты
же, скорби сердца твоего пред Господем Единым в молитвах теплых изливающи,
Ему непрестанно взывала еси: Аллилуиа.
Икос
4
Слышавше иногда
безбожнии агаряне твое, преподобная, из царствующаго града удаление, гнаша
вслед тебе, в плен яти тя хотяще: ты же Богом сохраняема избегла еси рук
вражиих, и Бога благодарящи, многи храмы и обители иноческия воздвигла
еси. Темже ведуще твою теплую к Богу любовь, вопием ти сицевая: Радуйся,
непрестанными молитвенными хвалении Бога прославлявшая. Радуйся, в
непрестанную жертву благодарения, Ему храмы многи создавшая. Радуйся,
приметатися во дворех Божиих возлюбившая. Радуйся, в мирстей жизни высоту
иноческаго жития познавшая. Радуйся, во славе светлаго княжения суету
мирскаго жития уразумевшая. Радуйся, мира суету уразумевшим, пристанище
тихое во обителех уготовавшая. Радуйся, спасения душевнаго присно
желавшая. Радуйся, хотящих к жизни иноческой призывавшая. Радуйся,
преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
5
Боготечная звезда
явилася еси, преподобная, в житии твоем, егда супружеских уз отрешившися,
всецело Господу себе предала еси, постом и молитвами работающи Ему день и
нощь, и непрестанно вопиющи Ему: Аллилуиа.
Икос
5
Видящи преподобная себе
по смерти мужа сиротствующу, возжела на служение Единому Богу себе
предати: обаче, воспитания ради чад до времени в чертозех княжеских жити,
и в делех земных попечение имети понуждаема, умысли в тайне Богу работати,
зельным пощением тело юное изнурящи, людем же в светлых ризах и красну
лицем себе являющи. Тоя Единому Богу ведомыя подвиги почитающе, возопиим к
ней таковая: Радуйся, в тайне Богу послужившая. Радуйся, сокровенно от
людей Тому угодившая. Радуйся, давидовски в полунощи на молитву
востававшая. Радуйся, во дни бодрственно дела земная совершавшая. Радуйся,
псаломски утро в молениих предварявшая. Радуйся, до нощи во обычных о
чадех и людех попечениих пребывавшая. Радуйся, яко пред Богом, псаломски,
во вретищи и стенании душу твою смирила еси. Радуйся, яко пред людьми,
евангельски во умащении главы, и светлости лица, одеянии себе являла еси.
Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
6
Проповеднику премудрому
согласующися, глаголала еси, преподобная, в сердце твоем: всяческая в мире
суета сует. Темже тихое от суеты убежище, обитель святую сию создала еси,
еже бы в ней мира удалившися, в мире и безмолвии пети Богу: Аллилуиа.
Икос
6
Возсия в сердце твоем,
преподобная, светлая благодати луча, тайными молитвами и подвиги
возжигаемая, еяже сияния не терпя древний враг, восхоте возмутити душу
твою, наустив лукавыя люди хулы глаголати о житии твоем: ты же клеветы
слышащи, духом пребывала еси в Бозе утверждена, и помыслом не смущенна.
Темже вопием ти, преподобная: Радуйся, неправедное поношение без гнева
терпевшая. Радуйся, злокозненное хуление несмущенно понесшая. Радуйся, за
ревность о чистоте сердца, в нечистоте жития оклеветаемая. Радуйся, за
зельное тела умерщвление, в житии сластопитанном укоряемая. Радуйся, от
Бога Единаго похвалы на суде Его желавшая. Радуйся, славы токмо на небесех
искавшая. Радуйся, твердое терпение во озлоблении соблюдшая. Радуйся,
смирением козни вражия расторгшая. Радуйся, преподобная княгине
Евфросиние.
Кондак
7
Хотяй Господь тайныя
твоя в добродетелех подвиги ведомы людем соделати, попусти диаволу бурю
воздвигнути на тя поношений и оклеветаний, да известно уведевши святое
твое житие, прославят вси Бога Дивнаго в тайных рабех своих, присно
вопиюще Ему: Аллилуиа.
Икос
7
Новую показа добродетели
высоту преподобная Евфросиния, егда видящи чад своих злыми о ней клеветами
смущаемых, призва я тайно, и часть одежды пред ними откры, яко видети
немощно тело ея, от поста и зельных подвигов изсохшее и очернелое, и плоть
костем прильнувшу: и тако смущение от сердец их отгнавши, никому же
поведати виденное повеле. Таковей преподобныя добродетели дивящеся,
возопиим к ней сицевая: Радуйся, во глубине смирения подвиги твоя от всех
скрывавшая. Радуйся, в широте любви чадом твоим оныя явившая. Радуйся, в
очищения ради души, поношение безчестия терпеливо понесшая. Радуйся,
избавления ради чад своих от греха осуждения, чистоту жития своего
показавшая. Радуйся, обиды от людей судии Богу предавшая. Радуйся, худыя
помыслы чад своих во благо исправившая. Радуйся, во уверение истины
подвиги твоя им открывшая. Радуйся, во избежание славы, уста их молчанием
заградившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
8
Странное видение плоти
твоея, яко уже умершия, зряще сынове твои, и жестокое твое житие
уразумевше, страхом одержими, Богу укрепившему тя в подвизех, вопияху
прилежно: Аллилуиа.
Икос
8
Весь сонм злословящих
людей хотяху чада твоя наказати, егда уведаша твоего жития чистоту, и
уразумеша велию злобу поношающих тя: ты же яко незлобивая, никакоже
попустила еси отмстити обидящим, от Бога Единаго чающи оправдания своего.
Темже вопием ти преподобная: Радуйся, сердцем кроткая. Радуйся, духом
незлобивая. Радуйся, ко обидимым терпеливая. Радуйся, обидящим
негневливая. Радуйся, в терпении обид Христу Богу подобящаяся. Радуйся, от
Бога Единаго своего оправдания ожидавшая. Радуйся, поношение терпением
победившая. Радуйся, ко обидящим любовь сохранившая. Радуйся, преподобная
княгине Евфросиние.
Кондак
9
Все естество ангельское
возвеселися, егда Архистратиг Небесных сил, предстояй престолу Божию,
послан бысть к тебе преподобная, ко исходу душу твою уготовати, и Богу
сице благоизволившему вопияху: Аллилуиа.
Икос
9
Ветии многовещанныя не
возмогут по достоинству восхвалити твое ангельское безстрастие, и чистоту
ока душевнаго: яко во плоти сущи, от Архистратига Божия посещения
сподобилася еси, и от него извещение о исходе из сего временнаго жития
прияла еси. Мы же таковую тебе от Бога данную благодать чтуще, вопием ти,
преподобная: Радуйся, безстрастием ангелом соревновавшая. Радуйся,
архангельскаго посещения сподобльшая. Радуйся, сиянием ангельскаго света
осиянная. Радуйся, благоуханием святыни от Архангела облагоуханная.
Радуйся, о изшествии из мира от Господа предизвещенная. Радуйся, явлением
ангельским от всего земнаго отрешенная. Радуйся, яко Архистратиг Божий
явлением своим, князя воздушных мытарств от тебе далече отгна. Радуйся,
яко своим благодатным посещением победу на диавола тебе дарова. Радуйся,
преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
10
Спасти хотящи душу твою
преподобная, егда от ангела весть о скором от жития сего исходе прияла
еси, внити в созданную тобою обитель ускорила еси, да тамо в безмолвии
работающи Богу, воспеваеши Ему: Аллилуиа.
Икос
10
Стена еси твердая, и
ограждение необоримое обители тобою созданней преподобная, еже и яви
Господь, еще грядущей тебе во обитель: многи бо на пути недужныя исцелила
еси не яко новоначальная, но яко славная чудотворица. Темже прославляюще
тя, вопием ти преподобная: Радуйся, явлением твоим слепцу исцеление
обещавшая. Радуйся, прикосновением ризы зрение тому подавшая. Радуйся,
болящих в житии твоем нужным снабдевавшая. Радуйся, тридесяти недужным при
вхождении во обитель исцеление даровавшая. Радуйся, во обитель шедшая по
смирению, яко новоначальная. Радуйся, в тую вшедшая по благодати Божией,
яко чудотворица прехвальная. Радуйся, благодать Божию с собою во обитель
вводящая. Радуйся, вхождением своим украшение святолепное ей преподавшая.
Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.
Кондак
11
Пение всеумиленное
приносила еси преподобная, благодарственная восписующи Господу,
сподобльшему тя иноческое пострижение прияти, к немуже во всем житии душу
твою предуготовляла еси, да мира сего отлучившися, и ничимже земным
слущаема, вопиеши Богу: Аллилуиа.
Икос
11
Светозарная свеща
иночествующим показася житие твое во обители, преподобная: аще бо и не
многи ни во иночестве пожила еси, обаче всякия добродетели образ
преизящный в себе явила еси. Темже восхваляюще тя, сицевая вопием ти,
преподобная: Радуйся, вольнаго мира оставления преизящная наставнице.
Радуйся, правило усерднаго за вся люди моления. Радуйся, совершеннаго
своея воли отсечения премудрое наставление. Радуйся, душевныя и телесныя
чистоты светило изрядное. Радуйся, умерщвления плоти образе преизящный.
Радуйся, мирнаго купножития наставнице. Радуйся, умная к Богу молитвы
образе. Радуйся, святаго на земли жития зерцало. Радуйся, преподобная
княгине Евфросиние.
Кондак
12
Благодати исполнена и
благих дел, яко добре течение земное совершившая, в мире преставилася еси
от земных к небесным, идеже веселящися предстоиши Господу, и вопиеши Ему:
Аллилуиа.
Икос
12
Поюще твоя многообразная
людем благодеяния, восхваляем тя вси, преподобная мати Евфросиние,
независтно подающую исцеления с верою к тебе прибегающим, и вопиющим ти:
Радуйся, яко на небесех ныне пред Господем предстоиши. Радуйся, яко о
людех пред Богом выну предстательствуеши. Радуйся, града твоего крепкое
ограждение. Радуйся, обители твоея незыблемое утверждение. Радуйся, о
благом преспеянии иночествующих тепле молящаяся. Радуйся, о утверждении
добре живщих в мире Бога просящая. Радуйся, чтущих память твою пред Богом
поминающая. Радуйся, о прославляющих тя Бога молящая. Радуйся, преподобная
княгине Евфросиние.
Кондак
13
О прехвальная угоднице
Божия, преподобная княгине Евфросиния! Приими смиренное сие хваление наше,
и твоим теплым предстательством у Царя Славы испроси нам в немощех
исцеление, в добродетелех преспеяние, от врагов видимых и невидимых
избавление, от вечныя муки свобождение, и Царства Небеснаго наследие, да с
тобою присно поем Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос
1 и кондак 1)
Молитва преподобной, благоверной княгине Евфросинии Московской
О преподобная княгине
Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова!
Приими моление нас недостойных, с верою и любовию к раце мощей твоих
припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду твоему и людем от
бед и напастей сохранение, обители сей, тобою созданней, утверждение и
благоспеяние, подвизающимся во обители твоей исходатайствуй у
Великодаровитаго Христа Бога нашего, да выну пребывают тщанием не лениви,
духом горяще, Господеви работающе, в молитвах неусыпающе: в мире
благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии
постоянство, и всем с верою прибегающим к тебе, и твоея помощи и
заступления, подавай присно недугов исцеление, в скорбех утешение, во всем
житии благопоспешение: наипаче же умоли Господа, в мире и покаянии земное
житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися, и Царство
Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу
предстоиши, да выну славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в
безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь преподобной,
благоверной
княгине Евфросинии Московской
Тропарь,
глас 8
По земнем вдовстве
Небесному Жениху себе уневестивши и в княжестем чертозе подвижнически
поживши, послежде и чертог и чад твоих Бога ради оставила еси, преподобная
Евфросиние, и вшедши во обитель, тобою созданную, во иноческом образе
многи подвиги показала еси, и святое житие по благодати Божией блаженною
кончиною увенчала еси. И ныне, предстоящи Христу Богу, моли спастися душам
нашим.
Кондак,
глас 2
Вся красная мира сего
яко суетная презревши и тело твое постом и бдением изнуривши,
непрестанными молитвами Богу угодила еси, преподобная Евфросиние, и, дар
исцелений от Него прияти сподобльшися, слепому прозрение и многим недужным
исцеление даровала еси. Темже радостно взываем, глаголюще: слава Богу,
прославляющему святыя Своя.
Величание
Ублажаем тя, преподобная
мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога
нашего.
Источники:
Акафист - «Акафисты
Русским Святым». Том 2.(Стр. 116-128)
(Издательство «Титул».
Санкт-Петербург-1995г.)
( Обработка со
старославянского на русский - раба Божия Надежда Братина.)
Икона -
http://www.days.ru/Images/ii2467&349.htm
Житие -
http://www.days.ru/Life/life6570.htm
|