Акафист святителю Иулиану Кеноманийскому

Кондак 1
Избранный угодниче Божий и чудотворче, пресветлый земли Кеноманийския светильниче, святителю отче Иулиане, величая прославльшаго тя Господа, похвальное пение приносим ти. Ты же, предстоя пред Престолом Всевышняго, молися избавитися нам от всякия беды, скорби и печали, со умилением зовущим ти:
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Икос 1
Ангела земнаго и человека небеснаго вемы тя, святе Иулиане, образ истиннаго благочестия собою нам явившаго. Мы же, Промыслу Божию, на тебе явленному, чудящеся, прославляем велие благоутробие Божие и с любовию зовем ти:
Радуйся, Духом Святым просвещенный.
Радуйся, Святым Крещением духовно обновленный.
Радуйся, Церкви Православныя украшение.
Радуйся, Галлии святое сокровище.
Радуйся, Евангелия Христова усердный последователю.
Радуйся, заповедей Господних верный блюстителю.
Радуйся, Ангелов предивное чудо.
Радуйся, человеков преславное удивление.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 2
Видя Сердцеведец Господь благое души твоея произволение, еже работати Ему усердно во вся дни живота твоего, чрез первоверховнаго Апостола Петра во епископа тя постави и на проповедь слова Божия в Галлию стопы твоя направи, да научиши людей земли тоя пети Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Богопросвещен имея, святителю Иулиане, неустанно проповедал еси учение Христово людем града Кеноманийскаго; они же, зряще чудеса, тобою всесильным именем Христовым совершаемая, истиннаго Бога в сердца своя приимаху и Святым Крещением просвещахуся, вопиюще ти:
Радуйся, Божия разума исполненный.
Радуйся, Христа в сердце своем выну имевый.
Радуйся, врагов видимых и невидимых прогонителю.
Радуйся, недугов душевных и телесных целителю.
Радуйся, очи слепым отверзаяй.
Радуйся, на путь истины наставляяй.
Радуйся, нищих и сирот питателю.
Радуйся, младых мудрый воспитателю.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 3
Силою Вышняго укрепленый и благодатию Божиею исполненный, паству твою, Господем тебе вверенную, учением Христовым, яко пищею небесною, питал еси, прокаженныя и недужныя исцеляя, слепым телесныя и духовныя очеса отверзая, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и тако всем милостивый и любящий отец был еси, вопиющим о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще тя великаго молитвенника и скораго в напастех заступника, на помощь тя призываем, святителю отче Иулиане, и, поминая подвиги и труды твоя, во славу Бога Вышняго подъятыя, сия в похвалу тебе умильно вопием:
Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.
Радуйся, исцелений благодатный источниче.
Радуйся, каменю веры, на основании заповедей Господних утвержденный.
Радуйся, добродетельми и светлостьми душевными украшенный.
Радуйся, верою твоею и чудесы ко Христу неверныя обращаяй.
Радуйся, силою молитвы твоея страждущим исцеления даруяй.
Радуйся, идольския прелести низложителю.
Радуйся, неистовства бесовскаго изобличителю.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 4
Бурею напастей одолеваеми, како возможем достойно восхвалити чудеса твоя, блаженне Иулиане: ты бо молитвою своею беднаго отрока от змия, обвившаго крепко его, избавил еси, и из бесноватых именем Христовым духа нечистаго изгнал еси, и многия умершия воскресил еси. Темже любовию теплою к тебе воздвизаеми, благодарим Господа, даровавшаго нам таковаго заступника и ходатая о прощении грехов наших, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаще дивная наставления твоя, яже не точию в словесех, но и в подвизех твоих являл еси, достоблаженне святителю, притекаху к тебе жаждущии спасения, и тако Церковь Кеноманийская укрепляшеся. Мы же, видя таковое твое усердное попечение о спасении душ человеческих, восхваляем тя:
Радуйся, молитвенниче скорый и теплый.
Радуйся, предстателю благий и верный.
Радуйся, Апостолов славо и украшение.
Радуйся, святителей Христовых красото и удобрение.
Радуйся, к сонму святых сопричтенный.
Радуйся, венцем нетленным Господем увенчанный.
Радуйся, за стадо Христово душу свою положивый.
Радуйся, любви Христовы образ в себе явивый.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 5
Боготечною звездою был еси в житии твоем, Иулиане всехвальне, указуя всем путь в Царствие Небесное, егоже и сам стяжал еси, день и нощь Господеви пламенною любовию работающе и выну Ему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще, яко людие, к тебе приходящии, жаждею телесною томимы бывают: место бо, идеже житие твое проводил еси, безводно бяше, новое чудо сотворил еси, святителю милостивый, и, водрузив жезл свой в землю, дерзновенно Богу помолился еси: и повеле Господь на месте том источнику воды открытися, в немже и крестил еси всех уверовавших во Всемогущаго Бога, возопивших тебе таковая:
Радуйся, со дерзновением Богу моливыйся.
Радуйся, слышания молитвы твоея удостоивыйся.
Радуйся, источник воды приходящим к тебе даровавый.
Радуйся, чудом сим в вере их укрепивый.
Радуйся, водами крещения многия просветивый.
Радуйся, от погибели вечныя сих избавивый.
Радуйся, яко верныя паче в вере укрепил еси.
Радуйся, яко неверныя к вере в Бога истиннаго обратил еси.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 6
Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святе Иулиане, егда пригласи тя князь Дефенсор, честь тебе воздающе; новое бо чудо сотворил еси: слепцу, у врат дома князева сидящему, крестным знамением очи его осенив, именем Христовым зрение ему даровал еси. Вси же, видящии чудо сие, возрадовашася зело и воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси, яко светило светозарное, просвещающее светом истинным во тьме неверия сущих, да познают истиннаго Бога, Егоже силою и благодатию дивная исцеления и чудотворения совершал еси, святителю Иулиане. Приимиже от нас похвалы сицевыя:
Радуйся, молитвы ко Господу кадило благовонное.
Радуйся, Церкви Православныя украшение многоценное.
Радуйся, себе самаго в храм Духа Святаго уготовавый.
Радуйся, многия на путь спасения наставивый.
Радуйся, дар исцеления от Господа приявый.
Радуйся, недужныя именем Христовым исцелявый.
Радуйся, житием благочестивым пример верным бывый.
Радуйся, душу твою в целомудрии сохранивый.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 7
Хотяще спасение получити князь Дефенсор смиренно просяше тебе, отче Иулиане, научити его како подобает житие свое проводити, да жизнь вечную унаследует. Ты же, князя и домашних его апостольскою проповедию о Боге истинном просветив, ко крещению приуготовал еси, да выну восхваляют Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 7
Новаго видим тя избранника Божия, Иулиане преславне, устроившаго благолепный храм в доме князевом, в немже людие, в вере тобою наставляемии, крещением святым просвещал еси и чудесы многими утверждал еси. Темже и нас в вере Православней укрепи, восхваляющих тя:
Радуйся, богомудрый проповедниче Евангелия Христова.
Радуйся, Церкве Православныя пресветлый светильниче.
Радуйся, поборниче веры непобедимый.
Радуйся, святителю Христов преславный.
Радуйся, крепкая надеждо к тебе прибегающих.
Радуйся, утешителю всех на милосердие твое уповающих.
Радуйся, благодатию Божиею приосененный.
Радуйся, светом Пресвятыя Троицы озаренный.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 8
Странное чудо видеша от тебе людие града Кеноманийскаго, егда идолопоклонника Анастасия сына умершаго воскресил еси: сей бо Анастасий клятвенно увери тя, аще сына своего жива восприимет, уверует во Христа Бога истиннаго и, богов идольских отрекшись, воспоет Тому: Аллилуиа.

Икос 8
Весь радости божественныя исполнен бысть Анастасий, видя умершаго сына своего жива, и едиными усты с присными своими прославиша истиннаго Бога, и, уверовав во Христа, крестися с домашними своими. Мы же, Бога в сердце своем славяще, со умилением глаголем ти:
Радуйся, воскрешением умершаго отрока Господа прославивый.
Радуйся, пред неверными идольское нечестие обличивый.
Радуйся, все упование свое на Господа полагавый.
Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.
Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.
Радуйся, в радость Господа своего вшедый.
Радуйся, Подвигоположника Христа смиренный последователю.
Радуйся, Апостолов Христовых ревностный подражателю.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 9
Всякое естество удивися, богоблаженне Иулиане, великому свыше тебе дарованию, ты бо на земли, яко ангел, пожил еси и во плоти, аки безплотен, явился еси, темже и дар чудотворения от Господа приял еси. Ныне же, к лику святых сопричтенный, ангельски воспеваеши песнь: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, святителю Иулиане, благодатию бо Божиею источаеши многая и преславная чудеса, ихже и исчести несть возможно. Пребываяй ныне во славе Христовой, призри на нас, тебе молящихся и с любовию зовущих:
Радуйся, яко Святей Троице радостно предстоиши.
Радуйся, яко о спасении нашем Бога умоляеши.
Радуйся, жития непорочнаго рачителю.
Радуйся, послушания и терпения учителю.
Радуйся, праведности и благих дел исполненный.
Радуйся, дерзновение молитвенное ко Господу стяжавый.
Радуйся, кротости и смирения образе.
Радуйся, обидимых и страждущих утешение.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 10
Спастися хотяще вернии от различных напастей, бед и скорбей, тебе, преблаженне Иулиане, яко вернаго наставника и поборника почитают. И нам, грешным, спасения ищущим, святыми твоими молитвами помози, вопиющим о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси заступления, чудотворче святый Иулиане, всем с верою к тебе притекающим, тебе бо дадеся от Бога благодать недугующия врачевати, бедствующим помогати, скорбныя утешати, наипаче же младенцы от всякаго зла сохраняти и болезни исцеляти. Сего ради, Господа прославляя, зовем ти сице:
Радуйся, пред Царем Небесным за нас ходатаю.
Радуйся, за вся христианы милостивый предстателю.
Радуйся, о всех чтущих память твою молитвенниче.
Радуйся, ищущим спасения благий споспешниче.
Радуйся, благодати Божия сосуде драгоценный.
Радуйся, светом Святыя Троицы озаренный.
Радуйся, недугов наших целителю милосердный.
Радуйся, в борьбе со страстьми помощниче неодолимый.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 11
Пение всеумиленное приносим тебе, святителю отче Иулиане, на нас с небесе с благосердием взирающему, и всем, усердно тебе призывающим, помощь скорую низпосылающему. Мы же, твое блаженное житие на земли и дивное прославление на небеси поминающе, с любовию поем благодеющему тобою Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 11
Светлостию новаго чудесе твоего, богоблаженне Иулиане, всю страну Кеноманийскую просветил еси, верных во истине укрепляя: божественною бо силою вооруженный, в идольское капище вшел еси и призвал еси имя Христово, повелевая идолу пасти, бесу же из него изыти – и бысть тако. Людие же, тобою от лютаго змия бесовскаго спасеннии, взываху тебе:
Радуйся, в броню божественную облеченный.
Радуйся, Господом свыше укрепленный.
Радуйся, идола ногама своима поправый.
Радуйся, беса из него властию Христовою изгнавый.
Радуйся, от змия огненнаго нас спасаяй.
Радуйся, крестным знамением главу змиеву сокрушаяй.
Радуйся, нас от идольскаго суеверия отвращаяй.
Радуйся, верою Христовою всех просвещаяй.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 12
Благодати Божественныя исполнена душа твоя, преблаженне Иулиане, яко солнце сияющая, вознесена бысть пресветлыми Ангелы во обители небесныя. Мы же, ведяще, яко ты по блаженней кончине твоей чудодействовати не престал еси, невидимо колесницею с почившим телом твоим управляя, со умилением вопием Богу, прославльшему тя во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще прославльшаго тя Господа и ублажающе тя, святителю Христов Иулиане, прилежно молимтися: сподоби и нас ходатайством твоим неосужденно предстати Страшному Судищу Христову, да с радостию и любовию благохвально зовем ти сице:
Радуйся, благодатию Божиею прославленный.
Радуйся, в лице святых возвеличенный.
Радуйся, достойный Ангелов собеседниче.
Радуйся, всемощный наш заступниче.
Радуйся, наш пред Богом предстателю.
Радуйся, чад малых покровителю и питателю.
Радуйся, и по кончине своей чудотворящий.
Радуйся, души наша благодатию врачующий.
Радуйся, святителю Иулиане, теплый о нас молитвенниче и преславный чудотворче.

Кондак 13
О предивный Иулиане, заступниче наш премилосердый! Приими малое сие моление наше, с любовию тебе приносимое, и молися за ны ко Господу, да сохранит нас и защитит Своею благодатию от всяких бед, скорбей и напастей, и в час кончины нашея не оставит нас, и сподобит Царствие Небесное наследовати, да во веки воспеваем Ему: Аллилуиа.
Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Иулиане! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых Церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленныя возврати, немощствующия и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи.Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день Страшнаго пришествия Своего от шуияго стояния избавит нас, и радости вечныя причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче Иулиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Иулиане, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

ЖИТИЕ
День памяти: 26 июля (н.ст.)
Святой Иулиан (признаваемый некоторыми за Симона прокаженного, упоминаемого в Евангелии (Мф.26:6) и в крещении названного Иулианом), был поставлен во епископа верховным Апостолом Петром и послан им в Галлию на проповедь слова Божия. Пришедши в Кеноманийский город, он стал для него первым Апостолом, как святой Дионисий Ареопагит для парижан: ибо в один год оба они полагали в тех странах основание святой вере и устрояли церковь Христову, трудясь апостольски в проповеди и заботясь о спасении душ человеческих.
Сначала неверным Кеноманянам новое учение, проповедуемое устами святого Иулиана, служило для одних предметом соблазна, а других – посмеяния и издевательств. Но когда Кеноманяне увидели чудеса, совершаемые всесильным именем Христовым, то начали понемногу верить учению, ибо руками проповедника совершались многие чудеса: изгонялись бесы, очищались прокаженные, отверзались очи слепым и всякие болезни исцелялись. Свое учение о Боге святой Иулиан удостоверял чудесными делами, призывая на недужных имя Христово и осеняя их крестным знамением.
Врачуя таким образом тела их, он вместе с тем исцелял и души их, проповедуя о Христе Иисусе и просвещая святым крещением. Сначала святой жил в предместье города в одном маленьком доме, и начали к нему приходить многие: новообращенные для наставления, а неверующие за исцелением от болезни, и здесь последние получали двойное исцеление, становясь верующими. Место, где жил святой, было безводно, так что приходящие к нему и остававшиеся у него терпели большую нужду в воде, которую приносили издалека. Поэтому человек Божий с находившимися у него мужами вышел однажды в одну близлежащую рощицу, водрузил здесь в землю свой жезл и во всеуслышание помолился Богу, чтобы Он повелел из этой сухой земли истечь источнику живой родниковой воды, чтобы все предстоящие познали, что Он истинный Бог. Когда святой окончил молитву и верующие произнесли «аминь», тотчас из земли, где был воткнут жезл, истек источник воды, являя людям всемогущество силы Божией и великую веру и дерзновение к Богу святого угодника. Тогда верующие укрепились в вере, а неверные припали к ногам человека Божия и просили крещения. Водой этого источника и крестил их святой угодник Божий. Так день ото дня росла и множилась церковь Христова.
Когда святой епископ Иулиан прославился своими чудесами, князь города того, по имени Дефенсор, пожелал видеть его и послал пригласить его к себе с честью. Святой отправился к князю. Приближаясь к дому его, он заметил у ворот слепого, просящего милостыню. Почувствовав к нему жалость, он призвал имя Иисуса Христа и, осенив глаза его крестным знамением, возвратил ему зрение. Велика была радость прозревшего и велико удивление присутствующих при совершении чуда, о котором тотчас было сообщено князю. Князь же поторопился выйти навстречу святому, желая увидеть и прозревшего. Увидев обох, и слепца и святого, он поклонился Божиему проповеднику, ввел его в дом и, упав ему в ноги, смиренно стал просить, чтоб он научил его, как получить жизнь вечную.
Святитель Божий достаточно наставил апостольской проповедью князя и его домашних в святой вере, т.е. в познании истинного Бога, и, назначив пост, приготовил их к крещению. А чрез несколько дней князь со всем своим родом крестился и отдал святому свой дом среди города для устройства в нем церкви, обеспечив самую церковь пожертвованием соответствующих средств.
По примеру князя многие из видных граждан приняли святую веру и крестились, сделав также значительные пожертвования святителю Божию. Он же устроил благолепную церковь, щедро украсил ее, и сюда стал собираться народ, научаемый им вере, просвещаемый святым крещением и утверждаемый чудесами, ибо святой Иулиан имел от Бога такую силу чудотворения, что даже и мертвых воскрешал.
Был в городе один знатный муж, по имени Анастасий, еще не принявший святой веры и державшийся идолопоклонства: он имел любимого сына, который тяжко заболел и умер. Отец, полный великой жалости и скорби по утраченном сыне, пришел к святителю и, рыдая, умолял его Христом Богом, Которого он проповедует, возвратить ему его сына. Святой сказал: «Анастасий, если ты уверуешь в Проповедуемого мной, то получишь и сына живого, и сам наследуешь жизнь вечную». Анастасий дал клятвенное обещание, говоря: «Если получу живого сына, то уверую во Христа Бога истинного и от идолов совершенно откажусь». После этого святитель, сопровождаемый своим клиром, пошел с Анастасием в дом его, где лежало мертвое тело отрока, и, увидев многих плачущих и рыдающих, приказал им замолчать. Все стали смотреть на него, думая про себя, что он хочет делать с мертвым телом? Чудотворец же, подойдя к одру, взял руку мертвого и, подняв глаза к небу, со слезами помолился, прося Господа, чтобы Он повелел отроку воскреснуть из мертвых, как повелел четырехдневному Лазарю воскреснуть словом силы Своей. Клир произнес: «аминь», и тотчас отрок, как бы проснувшись от сна, встал живым и здоровым. Все, увидев это, ужаснулись и удивились чрезвычайно. Неописанная радость была в доме Анастасия, и всеобщими устами прославлялся Единый Истинный Бог Иисус Христос. И крестились, уверовав в Него, Анастасий со всем домом своим, а также и все видевшие и слышавшие это.
Спустя некоторое время, и другое такое же чудо совершил Христос Господь чрез Своего угодника Иулиана, во славу Своего пресвятого имени. Однажды выйдя с клиром из города, чтобы, обойдя Кеноманийскую страну, привести к спасению погибающие человеческие души, он увидел, как несли для погребения на языческом кладбище одного умершего юношу, единственного сына некоего вельможи, по имени Иовиниана, и много народа следовало за мертвецом. Подойдя к ним, святой епископ приказал несущим остановиться и, дав народу рукой знак замолчать, сказал громко отцу умершего, что если он уверует в Иисуса Христа, Который воскрешал мертвых, и пообещает очистить себя святым крещением, то возрадуется о своем спасении и о воскресении сына.
Тогда Иовиниан и весь народ, припав к ногам святого, стали просить милости – воскресить умершего. Со слезами говорил Иовиниан святому: «Великий слуга Божий Иулиан, если единственного моего сына, который был утешением и радостью моей жизни, сделаешь живым, то не только я уверую во Христа Истинного Бога, но и весь народ сей, оставив богов своих, примет с усердием веру, тобой проповедуемую!»
Исполненный чудотворной благодати, святитель Божий преклонил колена, возвел к небу очи, поднял руки и во всеуслышание обратился к Богу с молитвой, чтобы Он повелел, да воскреснет юноша, чтоб проявлением столь великой Его силы утвердилась вера верующих в Него, сердца же неверующих покорились Ему. Предстоящие произнесли «аминь», и тотчас восстал мертвый с одра, на котором несли его, и с ужасом все удивились новому чуду. Юноша же воскресший начал громко взывать: «Воистину велик Бог христианский, Которого проповедует раб Его Иулиан!»
А отцу своему сказал: «Действительно, мы доселе заблуждались, не ведая истинного Бога, ибо почитаемые нами боги суть бесы: я видел их в аду и смотрел, как они не имели покоя и непрестанно мучились в лютых муках». Тогда все громким голосом начали славить Христа истинного Бога, уверовали в Него и, наученные святым епископом, приняли крещение вместе с Иовинианом и его сыном. Так добрый пастырь обрел заблудших овец и пошел в назначенный путь, сопровождаемый множеством народа, желавшего наслаждаться его богодухновенными словами и видеть его чудеса.
Когда святой Иулиан приблизился к одному селению, называемому Проилаиак, день уже склонился, и поздним вечером вошли они в селение, желая отдохнуть. В этот час у господина селения того умер маленький сын. Святой, услышав в доме том рыдание, вошел сюда. Ему дана была особая комната для сна, но он приказал принести ему мертвого отрока и, затворившись с ним, пробыл в молитве до восхождения солнца. Молитвой его отрок воскрес, возвращен был родителям живым и здоровым, и плач последних обратился в радость.
Когда наступил день, прошел слух об этом чуде по всему селению, и все сошлись сюда посмотреть воскресителя и воскресшего. Увидев чудотворца, многие принесли к нему своих больных, а он, о всех молясь и всех благословляя, исцелял их. Все жители села со своим господином приняли святую веру во Христа и просветились крещением. Родители же обещали Богу посвятить воскресшего отрока и пожертвовать церкви все селение, которого он был наследником, так чтоб отрок, пришедши в возраст, сделался церковнослужителем, а селение приобщено к церковному имуществу.
Когда святой шел отсюда и приблизился к другому селению, называемому Руилиак, что над рекой, называемой Лида, его встретили посланные от господина того селения с просьбой, чтоб он поскорей пришел к ним, так как единственная дочь господина, будучи бесноватой, сильно мучается от нечистого духа, причиняя большую печаль и родителям, и родственникам. Святитель Христов пошел туда и, изгнав из отроковицы беса, привел к вере Христовой родителей ее, находящихся же там идолов уничтожил и создал церковь, и пробыл здесь до тех пор, пока все селение и его окрестности не были приведены к Богу святым крещением.
Потом он пошел оттуда в селение, называемое Артин, в котором было большое идольское капище, где находился знаменитый идол скверного языческого бога Юпитера: в идоле жил бес и прельщал заблуждающихся людей разными наваждениями. Жители селения и его окрестностей, услышав, что христианский епископ идет к ним, собрались во множестве и не хотели его пускать к себе, так как боялись, чтобы он не сделал с их идолом того, что делал в других селениях, повергая их в прах. Когда же пришел к ним святитель Божий, то они с яростью начали кричать: одни говорили, что его нужно убить, как разрушителя древних отеческих обычаев, а другие вопили, что его следует сжечь, как волхва, обманщика и врага богов их. Хотя сильно озлобились на него, но никакого зла они не могли сделать ему, так как десница Всевышнего защищала его.
Вооруженный броней и оружием невидимой божественной силы, он, как храбрый воин, смело прошел среди народного возмущения, вошел в идольское капище и, призвав всесильное имя Христово, повелел идолу пасть, а бесу выйти оттуда. И тотчас идол, пав на землю, сокрушился в прах и бес явно вышел из него в виде громадного и страшного змея, извергающего пастью огонь, и устремился он на своих служителей, ибо много неверующего народа вошло в капище. Змей начал с лютостью пожирать и уничтожать людей. Народ, не имея возможности убежать от ярости и яда змея, стал взывать к святому Иулиану о помощи, прося избавить его от такой беды. Служитель Божий простер свою руку к змею и крестным знамением, как бы железною палицею, начал бить и прогонять его и повелел бесу перестать вредить людям и уйти в бездну гибели. Змей, выбежав из капища, стал невидим. После этого народ, познав свое заблуждение, воззвал к святому: «Раб истинного Бога, спаси нас погибших!»
Святитель, довольно наставив их, всех приобрел Христу, ибо те люди с усердием приняли веру, крестились, капище то разорили, а вместо него, по повелению святителя, соорудили церковь во славу Христа Бога, и в других местах, где были идолы, уничтожили их. И наступила великая радость в стране той по случаю избавления от идольского прельщения.
Выше упомянутый князь Дефенсор, услышав, как святитель Божий просветил Кеноманийскую страну, творя благодатию Христовой многие чудеса, очень радовался и славил Бога. Потом он сам пошел к святителю и после любезного приветствия начал его просить придти к нему в селение. У князя был прекрасный дом и большое имение, и он хотел, чтобы святитель здесь совершил духовное торжество по случаю победы над идолослужениеми присутствовал на праздничной трапезе. Угодник, ищущий везде спасения душ человеческих, не отказался исполнить просьбу князя и пошел в селение его.
На пути нашли они одного отрока, валявшегося на земле. Громадный уж обвил его, связав ноги, как веревкой, и все тело опоясав кругом. Увидя это, все испугались. Человек же Божий Иулиан, подойдя ближе, помолился Богу, говоря: «Господи, Иисусе Христе, род человеческий, лишившийся рая лестию змея, избавивший Твоим Крестом, избави и это создание Твое от связавшего его ужа, да уразумеют предстоящие, что Ты Спаситель всех уповающих на Тебя!» И тотчас уж разорвался пополам и стал мертвым, отрок же освободился от него невредимым, и все славили Бога.
Когда приблизились к селению, в которое шли, то много народу вышло им навстречу. Среди встречавших были два бесноватых, которые возопили к святому о помощи. Призвав имя Христово, святитель тотчас изгнал нечистого духа. Получившие исцеление и все находившиеся там уверовали во Христа. Святитель же Божий с большой честью и любовью был принят в селении, в доме князя, и было великое торжество.
По окончании праздника князь показал епископу все свои сокровища, прося его взять, что ему угодно, но святой не пожелал ничего взять, ибо не золото и серебро, но спасение душ человеческих служили для него самым ценным сокровищем. Святитель Божий достаточное время поучив своими богодухновенными словами князя, весь дом его и все селение, крестив тех, которые оказались не крещеными, и утвердив их в вере, отошел в свой город.
Когда он входил в город, узники, находившиеся в темнице близ ворот города, увидев в оконце святого, возопили к нему громким голосом, прося избавить от оков. Будучи милосердным, чадолюбивый отец пожалел их и, прежде чем идти домой, пошел к судьям, которым вверено было управление городом, и стал просить их, чтобы они ради его возвращения отпустили узников на свободу. Но они по жестокосердию не уважили просьбы епископа, и он опечаленным ушел от них.
Прежде всего святой пришел в церковь и совершил здесь благодарственное моление Богу, который помог ему души столь многих привести ко спасению, потом он вошел в дом, где ему предложена была трапеза, но он ничего не пожелал есть, опечаленный за участь узников. Но Господь, творящий волю боящихся Его, послал Ангела Своего, который открыл двери темницы, сокрушил все оковы и отпустил на свободу узников. Они, выйдя из темницы, через весь город направились к архиерейскому дому, и никто не препятствовал и ничего не говорил им, так как все видели, что не человеческой рукой, а Божией силой они освобождены от оков и выпущены из темницы. Святитель Божий, увидев их, идущих к нему, исполнился радости, пригласил их разделить его трапезу и, достаточно усладив их телесным и духовным празднованием, отпустил каждого идти по домам своим.
Святой епископ Иулиан, управляя новопросвещенной церковью, пробыл на своем престоле довольно времени и, апостольски трудясь в благовестии Христовом, будучи уже маститым старцем, приблизился к честной своей кончине, совершенно истребив идолослужение и бесовское почитание в стране Кеноманийской.
За несколько дней до кончины святитель ушел из города в одно селение, принадлежащее церкви, и здесь заболел. В городе узнали о его болезни и собрались к святителю клирики, благочестивые граждане и все горевшие к нему любовью. Святитель, поучив их некоторое время, повелел после смерти его избрать ему преемником пресвитера Туривия, трудившегося вместе с ним для спасения душ человеческих. После этого, совершив последнее целование и преподав благословение мира, отдал в руки Божии свою святую душу.
Не случилось при кончине святого быть князю, в это время он не был в городе, однако ему она стала известна таким образом: в тот день, когда преставился святой, князь обедал в доме своем со своими друзьями, вдруг открылись его духовные очи и он увидел, что святой Иулиан, облаченный в святительские одежды, с тремя диаконами, несущими светильники, вошел к нему и преподал благословение, а диаконы поставили светильники на столе, и все сейчас же исчезли. Увидев это, князь обратился к сидящим с ним: «Видите вы ту славу, какую я вижу?» Но те сказали, что они ничего не видят. Тогда князь пояснил: «Не видели ли вы отца нашего Иулиана, явившего нам столько доброго и творившего столько чудес? Вот он сейчас с тремя диаконами и тремя светильниками вошел сюда, со светлым и радостным лицом благословил нас и, оставив у нас светильники, ушел. Я думаю, что он преставился уже, ибо мы слышали, что он заболел».
Сказав это, князь тотчас же встал и поспешно отправился в то селение, где преставился святой. Найдя его умершим, горько плакал, так же и весь народ проливал слезы о своем отце и пастыре. Положив на колесницу его честные останки, повезли их в город. Когда подошли к реке, называемой Сартой, бывшей возле города весьма глубокой, которую нужно было переезжать на пароме, кони, которые везли тело святого, вместо того, чтобы взойти на паром, устремились прямо в реку и, управляемые невидимой рукой, пошли по глубокой реке, как по мосту, не омочив ног даже до колен. Таким образом они перешли на другой берег, и все удивлялись и ужасались славному тому чуду: дивный чудотворец святой Иулиан не только при жизни, но и по смерти творил чудеса.
Когда тело его несли торжественно в город и все устремлялись навстречу, одна женщина мыла своего младенца в медном тазу, под который подложила небольшой огонь, чтобы согреть воду. Увидев тело святого и множество народа со свечами, кадилами и слыша песнопение, она забыла о своем младенце и, оставив его, вышла посмотреть торжественное провождение честного тела угодника Божия. Она стояла и глядела, пока не прошла процессия. Потом, вспомнив о ребенке, поспешила возвратиться и увидела огонь сильно разгоревшимся, так что вода в тазу обратилась в кипяток. От ужаса она закричала, быстро сняла с огня таз и вылила горячую воду, но дитя она нашла живым, здоровым и нисколько не поврежденным от кипятка. Это чудо увидели многие и поняли, что младенец был сохранен по молитвам святого угодника.
Погребен был святитель Христов Иулиан в построенной им церкви на месте, где прежде был княжеский дом, подаренный святому, и при гробе его совершалось много чудес и во всяких болезнях подавались исцеления.
Ныне мощи святого почивают во Франции в кафедральном соборе Сен-Жюльен города Ле Ман, первым епископом которого святой Иулиан был.
Святителю Иулиану молятся о покровительстве детям и при тяжелых болезнях младенцев.

По благословению Архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна

Херсон 2011

Взято с сайта Православная Херсонщина

Сайт создан в системе uCoz