Акафист святому апостолу и евангелисту Марку Акафист святому апостолу и евангелисту Марку

Кондак 1
Преславних апостол Петра и Павла соратниче, струями Благодати Господней напоивши обильне концы мира, святый апостоле Марк, призри ныне на ны, чтущия усердно память твою! Укрепи сердца наша Троическою верою, исполни нас духа премудрости, научи разума, обрати во учеников своих, да непрестанно поем благодарственная тебе, во умилении зовуще:
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Икос 1
Мира Создателю, Христос Бог, падшее во тьму человечество, Светом Нетленным просвещати желая, тя, блаженне апостоле Марк, из дома матери твоея Марии во граде Иерусалиме на служение Себе призва, на делание спасения нашего во многи земли иудеом и еллином Христа Распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедати послав. Темже и мы, светом учения твоего озаряеми, сердцем и усты к тебе сице вопием:
Радуйся, из еврейска колена Левиина родивыйся,
Радуйся, от племени священнического Богом избранный,
Радуйся, в доме матери своея Марии, апостольском прибежище, свет узривый,
Радуйся, еврейски Иоанном нареченный, латинское имя Марк во славу Бога просветивый,
Радуйся, обычаи родительские почитавый,
Радуйся, измлада истинную простоту возлюбивый,
Радуйся, от юности украшенный добродетельми,
Радуйся, к вере и упованию на Бога нас призывавый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 2
В соборные труды созывающе иерусалимлян верующих и апостол Божиих, дом матери твоея, святый апостоле, тебе ковчегом духоносным и назидательным стал, обаче и мы соборность церкви Господней почитаем, усердно поя: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божественный имея, при жизни земной в церкви Града Господня сугубо чтимый, твой дядя Варнава, апостоле Марк, «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры», Троическим Промыслом к апостолу Павлу в доме матернем тебя приблизивый, за таковое и мы с благоговением умиленно вопием сицевая:
Радуйся, апостолу Варнаве по плоти и о Бозе сродниче,
Радуйся, в доме матернем первоверховных апостол Петра и Павла сретевый,
Радуйся, первоверховных апостол Петра и Павла учениче став усердный,
Радуйся, Духа Святаго обогативыйся от апостол первоверховных,
Радуйся, яко сам стал еси обиталищем Пресвятаго Духа,
Радуйся, украшение целомудрия,
Радуйся, от Господа жребий апостольства улучивый,
Радуйся, благовестия трубо, основания ветхаго мира сокрушивый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 3
Силою свыше укрепленнии, в первый путь из Антиохии к иудеом и волхвом с апостолы Павлом и Варнавою послани Господом бысте, тебя, святый апостоле и евангелисте, с собою взявше, нам же укажи стезю ко Господу, вопиющих: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще премудрость шествовати за старшими апостолы, ты святителю Марк, остров Кипр с востока на запад прошед проповеда, тем убо и наша души, омраченныя мраком страстей ко Свету Господню просвети, да восхвалим ти тако:
Радуйся, свидетелем став поражения слепотою волхва Вариисуса по слову апостола Павла,
Радуйся, в Малую Азию из Кипра со апостолы Павлом и Варнавою прошествовавый,
Радуйся, дерзающий Промысел Божий исполняти, из Пергии во Иерусалим возвративыйся,
Радуйся, во Святом Граде ко апостолу Петру присоединивыйся,
Радуйся, со апостолом Петром в Рим от дома матернего шествовати вознамеривыйся,
Радуйся, Церковь Православную во граде Риме апостолу Петру содействующе, утвердивый,
Радуйся, напоивый землю римскую струями Божественных вещаний,
Радуйся, множество язычников римских воинами Христовыми утвердивый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 4
Сладчайшего Учителя ты паче всех благ земных возлюбил еси, яко устремился возвестити Его о шествии Иуды со стражники, наготу плоти своея успев покрыти токмо покрывалом, научи и нас чрез все житие ко Спасителю свои стопы устремляти, вопияше Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаша, Богомудре Марк, ближнии и дальнии римляне из уст твоих о Господе, ревностно возжелали в письменах обрести слово Божие, мы же к их мольбам благодарственно вопием ти:
Радуйся, в дни различны от апостола Петра слышанное во Евангелие изложивый,
Радуйся, Евангелие тобою писанное, второй книгой Завета Господнего ставшее,
Радуйся, Чудесами Божественными во Евангелие Силу Троицы Святой показавый,
Радуйся, явлением Иоанна Крестителя благовествование о Господе начавый,
Радуйся, проповедь из пустыни Иудейской в пустыню всей земли принесый,
Радуйся, яко рыкающему льву глас вопиющего в пустыни уподобивый,
Радуйся, сам со львом в Церкви Христовой показуемый,
Радуйся, непоколебимый столпе, твердо содержавый сущих в вере,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 5
Свершивше труды апостольские в Риме, исполняя смиренно чрез апостола Петра послушание Господне – даровати иным землям Слово Божие, апостоле Христов Марк, научи смирению и послушанию нас грешных, поющих: Аллилуиа.

Икос 5
Не ищуще славы себе, но ревностно благовествуя во Славу Христову, святый апостоле Марк, дерзнувый во град императоров войти, тебе мы, многогрешнии, хвалу воспеваем:
Радуйся, из Рима в Аквилею для проповеди Слова Божия пришедый,
Радуйся, во граде, возлюбленном императорами, о Христе Распятом благовествовавый,
Радуйся, Аквилею, златом с Римом равной, Нетленным Златом Слова Божия озаривый,
Радуйся, воды моря Адриатического водами Иорданскими утвердивый,
Радуйся, сокровищами духовными богатства Аквилеи посрамивый,
Радуйся, в граде сем Церковь Христову основавый,
Радуйся, всем сердцем Иисуса, Сына Божия возлюбивый,
Радуйся, с усердием Святой Троице земно послуживый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 6
Боготечной звезде подобен был еси, апостоле Марк, с радостию во иудейский и языческий Египет Евангелие Христово понесший, научил еси неверных веровати в Троицу Единосущную и купно с тобою воспевати: Аллилуиа.

Икос 6
Подобно Моисею, некогда возвестившему сыном Израилевым избавление от ига фараонова, ты из апостол первым, евангелисте Марк, во Египте возвестил свободу от рабства диавола, мы же, чтущи память твою, умиленно поем:
Радуйся, великое множество жен и мужей иудейских во Египте ко Христу приведый,
Радуйся, зерна Евангелия в уготованную законом Моисеовым землю всадивый,
Радуйся, утверждение Веры Христовой,
Радуйся, столпе Церкви Божия,
Радуйся, в Александрии Египетской Церковь Христову возведый,
Радуйся, насадителю истинного Богопочитания,
Радуйся, светило Веры Православной,
Радуйся, всего рода христианского украшение,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 7
Воззрев апостоле Марк, во образе человечестем Владыку мира и Сына Божия, от первоверховных апостол откровение о Господе возлюбивый, сего ради и мы, исповеданию твоему внявше, поем тако: Аллилуиа.

Икос 7
Разум неуразуменный вразумляя о Святей Троице, поборниче исповедания православныя веры, святый апостоле Марк, из Антиохии со святыми Павлом и Варнавой шествовати во вторый путь с проповедью Христовой вознамеривыйся. Сего ради вернии научишася воспевати тебе:
Радуйся, Промыслу Божию на тебе по исходе из Антиохии свершившемуся,
Радуйся, шествовати далее купно, отказ апостола Павла получивый,
Радуйся, с дядею своим апостолом Варнавою в Кипр возвративыйся,
Радуйся, в сени дома родительского от странствий до времени почивавый,
Радуйся, богоозаренный исповедниче неизреченныя Божественныя славы,
Радуйся, мир вещанием воплотившегося Божиего Слова озаривый,
Радуйся, мрежею благодати нас из сует мира любовию возводящий,
Радуйся, учений небесних благовещанный сказателю,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 8
Тайнам Царствия Божия наученный, паки во Египте благовествуя, апостоле Марк с апостолом Петром сретивыйся, омраченныя грехми души наша просвети, да воспрянем еже пети Богу: Аллилуиа

Икос 8
Весь огнем Божественныя любве исполненный, в терпении стяжав Дух Святый, Богом водимый десницей своею Евангелие Господне написуя, апостоле Марк, со апостолом Петром в Вавилоне для трудов новых сретивыйся, мы же, любовию твоею побеждаеми, дерзаем звати тебе таковая:
Радуйся, апостолу Петру усердно подражавый,
Радуйся, с апостолом Петром Церковь Христову в Вавилоне египетском создавый,
Радуйся, в храме том апостол Петр первое послание к малоазийцам сотворивый,
Радуйся, друже вратаря Райского, ответшего Спасу: ты еси Христос, Сын Бога Живаго!
Радуйся, собратом став Апостолу, ключи Царствия Небеснаго стяжавшего,
Радуйся, Христово Евангелие в себе воплотивый,
Радуйся, ко свету Тайн Божиих приницающий,
Радуйся, слова Божия усердный изъяснителю,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 9
Силою свыше осененный, апостоле Марк, гонителей святой веры неустрашившеся, благовестнические труды заточенного во узы в Риме апостола Павла разделивый, Веру Христову велегласно прославляя, темже пояху Богу : Аллилуиа

Икос 9
Вития многовещанныя не довлеют изглаголати чистоту духовную, юже имел ты, апостоле Марк, и нас научи вере крепцей, с любовию зовущих ти:
Радуйся, Павлом, во дни заточения, Колоссянам о тебе писавшем, яко о своем утешителе,
Радуйся, им же сотрудником своим для Царствия Божия нареченный,
Радуйся, просьбу апостольскую шествовати из Рима в Малую Азию исполнивый,
Радуйся, во фригийский град Колоссы пришедый,
Радуйся, лжеучителям, прельщавшим колосских христиан, противодейственниче,
Радуйся, иудеев и еллинов просветителю,
Радуйся, тридневнаго смерти и Воскресения Божества благовестителю,
Радуйся, кротости и воздержания учителю,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 10
Спасти хотя род человеческий, сам благовестником на стезех Божиих ставый, в прилежном послушании апостолу Павлу верен до конца бывый, поя Троице Пресвятей: Аллилуиа

Икос 10
Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувимы и Серафимы, житием, верою и любовию всеусерднейший служитель был еси, апостоле Марк, первоверховным апостолом Павлом пред кончиною его во узах был призванный, тем радостно зовем ти:
Радуйся, послание апостола Павла к Тимофею исполнивый,
Радуйся, со апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь Павлу поспешивый,
Радуйся, свидетелем мученической кончины обоих учителей своих явивыйся,
Радуйся, великого апостола Павла, римского гражданина, усекновенным узривый,
Радуйся, первоверховного апостола Петра, распятым на кресте созерцавый,
Радуйся, плоть свою ко страданиям за Христа уготовавый,
Радуйся, слезы за грехи людские пред Господом пролиявый,
Радуйся, учителей своих в Царствии Божием встретивый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 11
Пение Пресвятей Троице с первоверховными апостолы воздал еси, апостоле Марк, словом, умом и живым всего себе в жертву принесением: подражая бо Распятому за ны непорочному Агнцу Христу, положил еси душу свою за други своя волею. Темже благодарни суще, поем Дивному во святых: Аллилуиа.

Икос 11
До последнего часа своего научати Любви Господней и Слова Божия устремленный, апостоле Марк, паки во Египет после убиения учителей своих стопы направивый, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас весело взывати:
Радуйся, во Египет воздвигнутый тобою храм благоустраивать направивыйся,
Радуйся, в Александрии средоточие греческого учения в знатном книгохранилище во славу Христову употребивый,
Радуйся, иудеев, увлекшихся греческой ученостью, к знаниям христианским приведый,
Радуйся, христианское училище в Александрии основавый,
Радуйся, училище сие, знаменитыми учительми и отцами церкви прославивший,
Радуйся, в заботах о службах церковных, чин Божественныя Литургии составивый,
Радуйся, из Александрии проповедать Христа в Африку, Ливию и иным языкам путь предприявый,
Радуйся, во Египте проповеди твои вровень с млеком матери христиане употребиша,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 12
Благодать Божия соблюдаше тя, апостоле Марк, аки Петр и Павел Евангелие возвещал еси, Словом Христовым верныя утешая. И тако упасл еси Церковь даже до дне, егда язычники злые в храм ворвавшиеся с намерением погубити тя, неустанно взывал ко Господу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще многотрудныя подвиги за Христа, всехвальный апостоле Марк, хвалим евангельския труды твоя, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:
Радуйся, первый епископе Церкви Александрийской,
Радуйся, Александрии первомучеником явленный,
Радуйся, эллинское божество Сераписа Святою Пасхою разрушивый,
Радуйся, в праздник Христовой Пасхи эллинами умученный,
Радуйся, Ангелом Господним в темнице на подвиг укрепленный,
Радуйся, истерзанный, вслед за Ангелом от Самого Господа утешение приявый,
Радуйся, во вторый день лютою толпою дорогами града влаченный, дух от мук испустивый,
Радуйся, яко тело твое, не дал еси Господь огнем сожещи, громом с молнией злорадных эллинов вразумляя, и христианом пречистую плоть погребати благословивый,
Радуйся, святый апостоле Марк, во Евангелии Христа проповедниче!

Кондак 13
О всехвальный благовестниче апостоле и евангелисте Марк! Внемли убо воздыханию сердец наших, молящихся тебе, учителю и архипастыре, много бо может молитва святых апостол пред Богом: научи нас потщитися и памятовати о небеснем звании и христианстей кончине жизни нашея, привлецы ны ко сладости евангельския истины, свяжи узами любве Христовы, да мы вси, отвергшеся нечестия и мирских похотей, внидем в радость Господа нашего, поюще ему с тобою и со всеми апостолы: Аллилуиа.
Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку
О, преславный апостоле и евангелисте Марк, душу за Христа предавый и кровию твоею пажить Его удобривый! Узри на нас, чад Господним многогрешных, всех зде ныне стоящих и молящихся (имярек) молитвы и воздыхания сердцами сокрушенными ныне приносимыя.
Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, всехвальный апостоле и евангелисте Марк! Просвети нас Светом Святаго Евангелия Господня, вразуми истребить немощи наша, помоги не отлучатися от Господа Спаса нашего, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да вразумит Словом Своим и рукописание безмерных грехов наших истребит, и да сподобит со всеми Святыми Апостолы во блаженном Царствии воспевати Пресвятую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и вовеки веков! Аминь.

Тропарь, Глас 3
Святый Апостоле Христов и мудре евангелисте Марк, со святыми апостолы Божественное проповедав Евангелие, моли Христа Спаса нашего, да на камени истины нас утвердит и душ наших исправит стопы, прощая прегрешения наша и просвещая Светом Евангельским стези ко спасению.

Житие святого апостола и Евангелиста Марка
Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (Деян. 12:12). По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же Марк - латинское. Его он позднее присовокупил к еврейскому перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени. Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52).
Дом матери Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и пристанищем для некоторых апостолов. Книга Деяний свидетельствует, что апостол Петр, после чудесного изведения ангелом из темницы, пришел в дом Марии, где верующие собрались для молитвы. Именно с апостолом Петром был Марк в особенно близком общении, и тот даже называет его своим сыном (1 Пет. 5:13). Марку приходился дядею Варнава - уважаемый в Иерусалимской церкви "муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры" (Деян. 11:24). Через этого родственника своего Марк сделался известен и другому верховному апостолу, Павлу, когда тот, спустя три года после чудесного обращения ко Христу, в первый раз прибыл в Иерусалим. В юности вступив в общение с Петром и Павлом, Марк и в последующее время является сотрудником этих верховных апостолов.
Когда Павел и Варнава предприняли из Антиохии первое апостольское путешествие для проповеди Евангелия иудеям и язычникам, то вместе с ними, помощником, отправился и Марк (Деян. 13:5). Сопровождая старших апостолов, он прошел с востока на запад остров Кипр; был свидетелем чудесного поражения слепотою, по слову апостола Павла, волхва Вариисуса. Прибыв затем в Малую Азию, Марк, к немалому огорчению апостола Павла, в городе Пергии почему-то оставил его с Варнавою и возвратился в Иерусалим, в дом матери своей (Деян. 13:4-13).
В Иерусалиме Марк присоединился к апостолу Петру, и апостолы предприняли путешествие в Рим. В столицу тогдашнего мира отовсюду приходили, по разным гражданским и житейским делам, исповедники Евангелия, которые и умножали число верующих во Христа. Апостол Петр своим благовестием и чудесами, при содействии Марка, еще больше распространил и утвердил Церковь православную в Риме, обратив ко Христу многих язычников. Ревностные римские христиане, не довольствуясь устной проповедью апостолов об Иисусе Христе, убедительно просили спутника Петрова, Марка, оставить и письменный памятник преподанного ими учения. Марк исполнил это доброе желание и написал для них Евангелие, воспользовавшись тем, что слышал о Христе, в различное время, от Петра. Это Евангелие - вторая по времени написания книга Нового Завета и потому занимает в нем второе место. Так как свое Евангелие Марк предназначал для римских христиан, главным образом, из язычников, то он имел намерение открыть, что Иисус Христос, в Которого они уверовали, есть воистину Сын Божий и Бог. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Иисуса Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно показывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога - что особенно убедительно должно было быть для христиан из язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Поэтому на иконах евангелист Марк изображается, обыкновенно, вместе со львом.
После апостольских трудов в Риме Марк послан был апостолом Петром для проповеди Слова Божия в Аквилею, богатый город на северном берегу Адриатического моря, известный тем, что в нем любили жить римские императоры, и называвшийся потому вторым Римом.
Основав там церковь, Марк, по указанию апостола Петра, отправился в Египет. В этой, смежной с землею иудейскою, языческой стране, в которой некогда народ Израиля томился в рабстве, с давнего времени жило много иудеев: они населяли здесь целые города, имели молитвенные собрания, свое верховное судилище, даже храм, по подобию Иерусалимского, и при нем священников и левитов, по закону Моисееву. Некогда выполненный здесь, по повелению одного из царей египетских, перевод ветхозаветных книг Священного Писания с еврейского языка на употребительный там греческий, сделал доступным божественное откровение язычникам, приготовил живших там к принятию христианского учения.
Все это обещало успех благовестию Марка в Египте. Действительно, когда он, прибыв в Египет, первый из апостолов проповедовал здесь Евангелие, возвещая людям свободу от рабства Диавола, подобно тому, как некогда Моисей возвестил здесь сынам Израилевым избавление от тяжкого ига фараонова, то уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, основана была Марком церковь христианская.
Через несколько лет после этого Марк был в Антиохии. В то время святые Павел и Варнава собирались предпринять оттуда второе апостольское путешествие. Марк хотел снова сопровождать их, чего особенно желал дядя его, апостол Варнава; но апостол Павел не решался взять с собою Марка. Тогда и Варнава разлучился с апостолом Павлом - и вместе с племянником отправился на свою родину, на Кипр, между тем как Павел, с другими сотрудниками, продолжал задуманный путь (Деян. 15:36-40).
Это обстоятельство божественный промысл обратил на пользу церкви Христовой: проповедники Евангелия пошли в разные стороны и чрез то привели ко Христу большее число людей. Затем Марк снова отправился в Египет, куда, немного спустя, прибыл и апостол Петр. Благовествуя совместно, апостолы положили основание церкви Христовой в городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое Первое соборное послание к малоазийским христианам.
В последующее время Марк опять соединился с апостолом Павлом. Во время пребывания Павла в узах в Риме Марк, вместе с некоторыми другими лицами, разделял его благовестнические труды. Это особенно видно из писанного Павлом послания к Колоссянам, в котором апостол называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Кол. 4:10-11). Из того же послания видно, что, по просьбе апостола Павла, Марк отправился из Рима в Малую Азию, во фригийский город Колоссы, вероятно, для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан. Когда затем апостол Павел второй раз находился в узах, то незадолго до кончины вызывал Марка вместе с апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь себе. "Марка возьми и приведи с собою, - писал апостол Павел Тимофею, - ибо он мне нужен для служения" (2 Тим. 4:11). Если Марк успел исполнить это желание, то мог быть свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей, великих апостолов Петра и Павла, которые приблизительно в одно время пострадали за Христа в Риме. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом, а Петр распят на кресте.
Затем Марк снова отправился в Египет, для благоустроения основанной им церкви. Столица Египта, Александрия, со своим знаменитым книгохранилищем, была средоточием греческой образованности. Все там, даже иудеи, жившие в Александрии во множестве, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории церкви знаменитыми учителями и отцами церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, Марк передал Александрийской церкви составленный им чин литургии, который сохранялся там долгое время. Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия в Африку, Ливию, другие страны. Проповедь его в Египте имела высокий успех и оказывала благотворное влияние на жизнь тамошних христиан.
Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола - они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.
Над мощами святого Марка в IV веке построена была церковь. В первой половине IX века, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи евангелиста перенесены были в Венецию, близ которой, в Аквилее, он некоторое время трудился в проповеди Евангелия.
На иконах Евангелист Марк изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелие Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в сем отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским, в своих посланиях преподают благословение сими словами: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка», а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие