Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Мартирию Зеленецкому чудотворцу

 

Тропарь, глас 2-й

От юности, богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси и, всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси: отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную желательне ю обрел еси и, в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходную на небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу. Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати нам на враги победы и душам нашим велию милость.

 

Кондак 1

Избранниче благодати Божией, преподобне отче наш Мартирие, от юности твоея Христа возлюбил еси и Тому невозвратно последовал еси. Обитель Зеленецкую создав, в той многия к спасении управил еси. Чудесы украсився в житии, в маститей старости преставился еси и, днесь на небесех ликующе выну молишися за ны. Мы же, светло память тою празднующе, тако тя величаем:

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Икос 1

Ангели и архангели и вся воинства небесная Христа песньми превозносят. Сим же и духи праведник совершенных сликовстуют, в них же лице тя зряще, тако хвалим достойно, нашего заступника:

Радуйся, от юности небеснаго отечествия взыскавый!

Радуйся, вся мира сего красная ни во что же вменивый!

Радуйся, Христови единому послуживый!

Радуйся, сего ради крест жития иноческаго приемый!

Радуйся, обитель Зеленецкую устроивый!

Радуйся, создавый иноком виталище безпечальное!

Радуйся, братии ради многи труды претерпевый!

Радуйся, еще в житии чудесы от Бога прославленный!

Радуйся, царевича от смертнаго одра воздвигнувый!

Радуйся, в житии явления Матере Божия удостоенный!

Радуйся, лику праведных вчиненный!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 2

Видел еси, преподобне Мартирие, смерть родителей твоих, и от сего еще в младости познал еси, яко странники и пришельцы есмы в юдоли сей земной. Море же житейское зря напастей, бурею воздвизаемое, к тихому пристанищу устремился еси. В церковь бо, яко в корабль, притекл еси и небесным кормчим Христом в селения горняя управлен был еси, идеже днесь радостно вопиеши Богови: Аллилуиа!

 

Икос 2

Уразумел еси пути спасительныя, отче наш Мартирие, егда, иерея Благовещенския церкве Бориса посещая, поучениям его внимал еси. И, тому последовав, в великолуцкую обитель Сергиеву преселился еси и вся иноческаго жития тяготы понесл еси. Темже тако ти рцем:

Радуйся, Великих Лук произрастание дивное!

Радуйся, сирото, сохраненное Богом от напастей всяческих!

Радуйся, яко посла ти Господь родителя нова иерея праведна!

Радуйся, яко любовию той благому игу Христову тя покори!

Радуйся, сладце послушавый того от писания назидания!

Радуйся, часте входивый в храм Благовещения Пречистыя!

Радуйся, молитвою тамо умудрявыйся!

Радуйся, приятием Пречистых Таин укреплявыйся!

Радуйся, прочее дня проводивый в трудех всяческих!

Радуйся, целомудрие душевное и телесное нерушимо соблюдый!

Радуйся, достойно на подвиг иноческого жития вшедый во обитель Великолуцкую!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 3

Силою благодати Божией снабдеваем, седмь лет со наставником твоим пребыл еси, преподобне, иже многим полезным тя научи. Наипаче же учаше болящих поскору Святых Таин сподобляти, зане по смерти той душе, яко несущей святая, демони никако же могут касатися, ангели же ю сретают с песнию: Аллилуиа!

 

Икос 3

Имений не стяжав, стяжал еси мудрость жизни по Бозе, преподобне Мартирие, яко бо семя, в землю вметаемо, новы класы возращает, тако и поучения наставника твоего быша души твоей семенем жизни вечныя. Сего ради тя ублажаем:

Радуйся, послушанием украсивыйся!

Радуйся, постом истончивый плоти страстная!

Радуйся, препобеждавый сон молитвенным бдением!

Радуйся, трудом земледелия укрепивый силы своя!

Радуйся, послуживый больным во врачебнице!

Радуйся, омывавый струпы гнойная и язвы неисцельныя!

Радуйся, поскорбевый с скорбящими!

Радуйся, немощных роптания кротце понесый!

Радуйся, заповедь Христову деянием совершивый!

Радуйся, милостиве, яко вечное помилование стяжал еси!

Радуйся, тако себе предуготовавый к пострижению иноческому!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 4

Буря греховная многи люди погуби. Обаче силою благодати Христовы мнози спасение улучают, живуще благочестне, монаси и мирстии. Кийждо приемлет, еже по мере сил обретает, ов о чадех спасается, ов же иночестии приемлет обеты и Богови деннонощно поет песнь серафимскую: Аллилуиа!

 

Икос 4

Слышав Иисуса Христа, рекша о иночестем житии: «могий вместити, да вместит», и зря себе к оному преклоненна, усердно молил еси, преподобне, наставника, да желание твое освятит и укрепит пострижением, еже и получил еси. Тем же тебе вопием:

Радуйся, яко остригл еси власы главы твоея в знамение мироотречения!

Радуйся, яко облеклся еси в хитон вольныя нищеты!

Радуйся, приемый рясу аки одежду веселия!

Радуйся, препоясавый бедра свои яко силою истины!

Радуйся, мантиею, аки бронею правды, одеявыйся!

Радуйся, покрывый главу свою покрывалом смирения!

Радуйся, с одеянием сандалий не скор бывый на творение воли своея!

Радуйся, глаголом Божиим, аки мечем вооруживыйся в всегдашней молитве Иисусовой!

Радуйся, крест, щит веры приим, с любовию облобызавый и!

Радуйся, свещу взем, свещею благочестия явивыйся последи!

Радуйся, приятый в воинства противу мира, плоти и диавола!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

Кондак 5

Боготечная звезда древле приведе мудрецы восточныя к яслям Вифлеемским, идеже тии обретоша Царя царствующих и Господа господствующих. Тако и тя, преподобне Мартирие, путь иноческаго жития приведе последи в селения горняя, идеже рожденному от Девы выну приносится спасенными песнь великая и хвалебная: Аллилуиа!

 

Икос 5

Врагу, присно на пустынных мужей страхованиями многими нападающу, житием молитвенным противустал еси, преподобне, и жестоким страстей умерщвлением. Мы же, чудящиеся твоему терпению брани, от того воздвигнутыя, умиленно поем ти хвалы:

Радуйся, добре преуспевый в иночестих подвизех!

Радуйся, пустыннаго жительства возжелевый зело!

Радуйся, молитвою на сие Божия благословения просивый!

Радуйся, удостоивыйся явления преподобнаго Михаила Клопскаго!

Радуйся, яко той благослови твое изволение!

Радуйся, за шестьдесят поприщ от обители наченый пустынное жительство!

Радуйся, яко велию брань воздвигоша противу тя зде злии демоны!

Радуйся, яко множицею воплями в время полунощи устрашаху тя!

Радуйся, избити мняще, ничтоже ти зло сотворити можаху!

Радуйся, яко прогонял еси я молитвою, аки пламенным мечем!

Радуйся, силою креста Христова посрамивый силу вражию!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 6

Проповедниче благочестия, егда узрел еси, преподобне Мартирие, образ Владычицы нашея Богородицы в столпе огненне и светле в стране Тихфинстей, зело умилился еси Божию к себе милосердию. Егда же в град Смоленск богомоления ради вшел еси, явишася ти преподобнии Авраамий и Ефрем и паки пустынное ти прорекоша житие, сладце воспел еси: Аллилуиа!

 

Икос 6

Возсия благодать Божия в обители Тихфинстей, егда тамо пожил еси с учеником своим Авраамием, иже и сподобися зрети крест звезден, назнаменующ место твоея обители. Тем же ти рцем тако:

Радуйся, на Господа возложивый все свое упование!

Радуйся, исшедый на поклонение святым мощем преподобных Авраамия и Ефрема!

Радуйся, преподобне, преподобных собеседниче!

Радуйся, незримый днесь споспешниче ко святым местом шествующим!

Радуйся, пришедый на поклонение иконе Богоматери Тихфинстей!

Радуйся, яко тамо добродетельным житием просиял еси!

Радуйся, ключехранителю, отверзавый и затворявый двери храмовныя!

Радуйся, днесь вводяй в врата небесныя молитвою за немощную братию!

Радуйся, прославивый приявшую тя обитель равноангельным житием!

Радуйся, исшедший из тоя на подвиг устроения новыя!

Радуйся, вожегий светильник во спасение немощным!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 7

Хотяй един Богови молитися и быти в безмолвии, отшел еси, преподобне, в место, над ним же Авраамий крест виде звезден, и обрел еси тое, яко остров зелен посреде вод блатных, лес же, аки страж ночный, покой его от пришествия мирских людей храняше. Вельми ти любезна обретеся пустыня сия прегорчайшая, юже видящи, умиленно воспел еси: Аллилуиа!

 

Икос 7

Новая купель Силоамская бысть ти, преподобне, Зеленецкая пустынь, в той бо от немощных и страстных естества очистил еси себе бдением и постом и деланием духовным, и угоден Господеви явился еси, сего ради и мы тако ублажаем:

Радуйся, обретый место, ти Богом на вселенне уготованое!

Радуйся, не убоявыйся пустыннаго одиночества!

Радуйся, памятовавый, яко с тобою бе присно Господь!

Радуйся, яко Илия на Кармиле, молился еси ту!

Радуйся, яко Иоанн в Иорданской пустыне постом украсился еси!

Радуйся, ревнителю преподобных Онуфрия, Макария и Антония, великих отцев!

Радуйся, проразумевый абие бывшую кознь диавола!

Радуйся, предрекий приведшу тя мужеви Иосифу дщери смерть диавлим ухищрением бывшую!

Радуйся, открывый, яко утопшая лику мученичу причтеся Божией милостью!

Радуйся, вола погибша в ветвех древесных диавольским кознованием объявивый томужде!

Радуйся, тако от уныния мужа благоговейна спасый!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы на земли сей, преподобне, присно ны враг искушает, страсти возмущая, уныние вселяя, и многи поставляет препоны текущим по пути в горний Иерусалим. Аще же что и благо сотоворим ближнему, тщится, да погибнет мзда, скорбьми абие нама отмстити. Бог же сия терпит, якоже древле Иовле поругание, дя вящее дасть утешение последи поющим: Аллилуиа!

 

Икос 8

Всяк в житии крест скорбей и печалей, его же кому даде Господь, преносит, и аще в уныние не впадет, последи сугубо прославляется. Тако и ты, отче, вся претерпев, милостей Господних сподобился еси, сего ради тя ублажаем:

Радуйся, изначала соградивый часовницу и малу хижину!

Радуйся, ту сладце деннонощно моливыйся Богови!

Радуйся, Христа ради претерпевый зной и мразы многие!

Радуйся, питавыйся, яже точию ти приношаху окрестнии!

Радуйся, вскоре утешенный видением огненного столпа с рукою, искры разметающею!

Радуйся, яко сия знаменаше обилие благодати, от тебе исходити имущия ко братии!

Радуйся, светильниче, его же познаша вскоре вернии!

Радуйся, яко не отгнал еси жаждавших с тобою пожити!

Радуйся, яко приимал еси от мира к тебе притекающих!

Радуйся, пастырю словесных овец!

Радуйся, послуживый немощному человечеству до скончания живота!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 9

Всего себе принесл еси в жертву, Богови угодную. Многие труды, скорби и печали понесл еси, устрояя обитель и служаще братии, иже от язв мирския суеты мудре в чистоту жития богоугоднаго влекл еси, словеса и деяния молитвою укрепляяй. Два же храма и келлии соградил и обитель стеною древяною оградил еси, да яко же в вертограде цветы источают благоухания, иноцы зде угодне Богови поют: Аллилуиа!

 

Икос 9

Ветвьми древо благосеннолиственное прикрывает многия, и ты, преподобне, многия прикрыл еси от наветов вражиих и моря житейскаго бурь. Мнози бо к тебе притекоша во обитель Зеленецкую, их же ради игуменства сан многопопечительный и священство приял еси и в царствующий град потребных ради обители пешешествовал еси. Сего ради ублажаем тя:

Радуйся, светильниче, осиявый темную страну!

Радуйся, создателю храмов, в нихже имя Божие прославляется!

Радуйся, аки сокровище велие внесый в оныя святыя иконы, от настоятеля ти прежде вданныя!

Радуйся, постом, слезами и молитвою создавый основание обители непоколебимое!

Радуйся, благочестием привлекий многие щедродатели!

Радуйся, к тебе бо, яко пчела ко улию, приношаху боголюбцы сокровища своя!

Радуйся, вероваху бо. Яко тако творяще взаим даяху Богови!

Радуйся, яко един благий Феодор согради ти вся потребная!

Радуйся, поучаяй, яко обителей лепота молитвою иноков стяжавается!

Радуйся, яко за добро, ти данное, молился усердно сам и вся братия твоя!

Радуйся, образе истиннаго иноческаго жития!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 10

Спасительныя милости сподобился еси, преподобне отче Мартирие. Единожды по молитве мало уснувшу ти, узрел еси Матерь Божию. В девичьем образе бе Пречистая, умиленна лицем и прекрасна, бровьми черна. На главе бяше златый венец, от камений многоценных светящий зело. Ты же, Ю узрев, с слезами умиления преклонився, воспел еси: Аллилуиа!

 

Икос 10

Стена ти нерушимая бысть, преподобне, икона Тихфинская, ею же благослови тя настоятель, егда в Зеленецкий оток отхождал еси. Егда же Пречистую зрети удостоился еси, абие невидимей бывшей, на икону сию воззрел еси и познав еси, яко в подобии тоя иконы бе Владычица. Яже памятующи, тако ти рцем:

Радуйся, истинный Пречистыя святых икон чтителю!

Радуйся, истиннаго святых икон почитания научителю!

Радуйся, Пречистыя Владычицы лик, слезами исполненный и прекрасный видети удостоенный!

Радуйся, яко келейнии иконы твои и днесь осеняют гроб твой!

Радуйся, яко покланяющеся им, честь не древу, но на нем изображенным воздаем!

Радуйся, яко не доскам и вапам, но написанному Божеству на них поклонение приносим!

Радуйся, яко лики святых и твой лобызающе, аки нози ваша лобызаем!

Радуйся, яко фимиамом молитву нашу знаменуем!

Радуйся, свещи возжигающе, о свете, в нем же Бог живет, памятуем!

Радуйся, яко от икон твоих исходит сила целебная!

Радуйся, яко возложением их мертва воскреси Господь!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 11

Песни надгробныя и последнее целование сменися пением хвалебным милости Божией и слезами радости, егда, в Москву ти шествующу, во Твери, у царя Симеона сына Иоанна воскресил еси молитвою и святых икон твоих возложение по силе благодати Христовы, ти данныя. Сего ради зело возлюби Сиемеон обитель твою, преподобне, и три новы храмы ту согради, да о чудеси сем выну Богови возносится песнь хвалебная: Аллилуиа!

 

Икос 11

Яко светильника тя благочестия почитающий царь Симеон много потребными обитель твою снабде. Егда же скончался еси, преподобне, чтый вельми память твою святитель Корнилий, Новуграду владыка мудрый, зело возлюби и преукраси, идеже и место упокоения си избра. Яже памятующи и обитель твою ради веры и терпения украшену видящи, тако тебе вопием:

Радуйся, искателю царствия Божия, емуже вся земная приложишася!

Радуйся, яко обитель твоя потребными не оскуде!

Радуйся, яко тремя храмами, яко купель тремя свещи, осияся сия!

Радуйся, яко недужнии душею ту оздравляхуся!

Радуйся, яко царие и простии, богатии и убозии, досезающие ю, во спасение назидахуся!

Радуйся, яко умершего отрока в утешение родителема воскресил еси!

Радуйся, яко тем силу благодати Божия явил еси!

Радуйся, научаяй тем, яко в Бозе живот наш и смерть скончаваются!

Радуйся, проповедниче Божия всемогущества!

Радуйся, благодати сосуде преисполненный!   

Радуйся, от гроба твоего источаяй многообразная исцеления!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 12

Благодати Божией избранниче, преподобне отче наш Мартирие, егда состарелся еси и остави тя крепость твоя, сам рукама своима место упокоения и гроб соделал еси. Провидя же кончину свою, добре поучал еси братию твою, еже жити и достойно пети выну Богову: Аллилуиа!

 

Икос 12

Поем твоя милости и чудеса, преподобне отче наш Мартирие, выну бо и по преставлении твоем нас не оставляеши и молитвами твоими у Господа потребная, яже к животу и благочестию, исходатайствуеши, егда тя с верою и любовию призываем, и молишися, во еже спастися всем. Сего ради от благодарных сердец ти вопием усердно:

Радуйся, молитвенниче наш усердный!

Радуйся, помощниче наш скорый!

Радуйся, мир всем православным пред кончиною твоею завещавый!

Радуйся, о мире всего мира незримый ходатаю!

Радуйся, на суше и в мори от всех оставленным помощь подаваяй!

Радуйся, недугующих от смертнаго одра к жизни возвращаяй!

Радуйся, всех душевных и телесных недугов врачю!

Радуйся, от злых духов мучимых избавителю!

Радуйся, скорбных сердце незримое умиротворение!

Радуйся, покрове к тебе притекающих!

Радуйся, о спасении всех теплый молитвенниче!

Радуйся, Мартирие, скорый наш помощниче, Зеленецкий чудотворче!

 

Кондак 13

О, преподобне и богоносне отче наш Мартирие! Приими малое со умилением ти приносимое нами моление сие, и со Пречистою Материю Господа и всеми святыми молися Господу Иисусу Христу, да избавит нас от всяких бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, от напрасныя смерти и будущих мук, и сподобит со избранными Его воспевати Троице Святей во веки: Аллилуиа!

Сей кондак глаголится трижды и паки икос 1 и кондак 1

 

Молитва преподобному и богоносному отцу нашему Мартирию, Зеленецкому чудотворцу

О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, - ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, - яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, - даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во секи веков. Аминь.

 

 

Житие преподобного и богоносного отца нашего Мартирия игумена Зеленецкого чудотворца

 

Когда готовилась к изданию эта книга, нами были просмотрены практически все существующие жития преподобного Маортирия, благо их не так много. При этом было установлено, что все авторы, начиная с клирика Стефана (XVII в.), основывали свои произведения на автобиографической повести преподобного. Следуя этой традиции, мы постарались, насколько нам позволял объем издания, ввести в ткань своего повествования живую речь святого, устраняя некоторые неточности, допущенные предыдущими авторами. Слово преподобного просто и порой скупо, но от него ощутимо веет все тем же духом святоотеческих писаний. Своим откровенным рассказом об искушениях, божественных откровениях, молитвенных переживаниях, он вводит нас во святая святых своей души не для того, чтобы мы были там праздными зрителями, но чтобы учились правильному христианскому миросозерцанию, сверяя свои мысли и чувства – как с эталоном – с мыслями и чувствами преподобного.

 

В годы правления царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного в области Великого Новгорода, в городе Великие Луки, родился в семье благочестивых Козьмы и Стефаниды младенец, нареченный во Святом Крещении именем Мина. Родители его скончались, когда отроку не исполнилось и десяти лет. Но сирота обрел иного отца в лице священника городской Благовещенской церкви Бориса, принявшего вскоре, по смерти супруги, иночество в обители Козьмы и Дамиана с именем Боголепа.

Есть в стороне той и другой монастырь, во имя преподобного отца Сергия Радонежского. Туда и назначен был священноинок Боголеп настоятелем «Божиим изволением, преподобного отца Сергия молитвами и по решению правивших знатных людей». Тогда и блаженный Мина не захотел более оставаться в миру: раздав нищим имение свое, поспешил к чтитому учителю и был пострижен им в иночество с именем Мартирия. Облекая юношу в ангельский образ, прозорливый старец предсказал своему ученику: «Унаследуешь ты блаженство древних преподобных отцов и воздвигнешь храм в непроходимом пустынном месте, и там множество душ человеческих  спасутся благодаря тебе».

Семь лет Мартирий и его духовный наставник неослабно трудились Господу в одной келье, соревнуя друг другу в подвигах бдения, поста и молитвы. Один раз в день, ближе к вечеру, вкушали они хлеб и воду и немного приготовленных овощей. После длительного молитвенного правила и дневных трудов большую часть ночи проводили без сна, перетирая жерновами зерно в муку. В то время становится Мартирий келарем монатыря, а также ему поручаются послушания казначейское и пономарское. Тут было преподобному первое видение иконы Божией Матери, о котором он сам рассказывает так: «...за семь лет до прихода моего в эту пустынь (имеется в виду Зеленецкая пустынь) явилась мне Пречистая Богородица образом своим честным, не наяву, а в сонном видении; случилось это так. Будучи...  пономарем, поднялся я на колокольню в полдень и уснул. И увидел во сне огненный столп, как будто бы в этой стороне стоящий. Подошел я к тому огненному столпу и увидел стоящий около него образ Пречистой Богородицы Одигитрии, на золоте, величиной такой, как образ... что стоит в церкви на реке Тихвинке, за клиросом. И я будто бы к образу тому приложился, икона же была очень горяча от огненного столпа. И, пробудившись от сна, я в страхе был от того видения, а когда прикоснулся рукою к своему лбу, то почувствовал, что он горяч» («Повесть Мартирия Зеленцкого»).

Тогда же пришел в монастырь один боярский сын, именем Афанасий; вскоре он принял монашество с именем Авраамия и поручен был настоятелем руководству Мартирия. Случилось, что Авраамий впал в тяжкий, грозивший ему смертью, недуг, но, по совету своего наставника, дал обет сходить в Тихвин помолиться Пречистой Деве пред святою и чудотворной Ее иконою и исцелился. Из благодарности к Целительнице Авраамий рашил посвятить свою жизнь служению в честной Ее обители, в Тихвине.

По прошествии семи лет пребывания в послушании у духовного отца возымел преподобный Мартирий желание удалиться в пустыню и договорился с одним боголюбцем идти в то место, «куда Бог наставит». Вдруг пришел к нему в келью некий юродивый, именем Михаил, и сказал: «Мартирий, пойди один». То же объявил он и тому боголюбцу. В день архистратига Божия Михаила, когда в Великих Луках было освящение одноименной церкви, подвижники тайно вышли из монастырая и отошли от Великих Лук на шестьдесят поприщ (путевая мера, расстояние, соответствующее длине греческого стадия около 185 м). «В ту же ночь выпал снег по колено, - пишет преподобный в своей повести, - нашли мы глухое место и хотели там поставить хижину, но оказалось невозможно, потому что мох занесло снегом и нечем было конопатить. И возле какого-то ручья, на берегу в земле, в глине, выкопали мы себе землянку и покрыли ее еловыми ветками». Вскоре товарищ преподобного оставил его, не выдержав тягот пустынной жизни, и впоследствии только один из окрестных крестьян приходил навещать Мартирия. «Я же жил в пустыни и питался рукоделием своим: плел из лыка лапти и с тем крестьянином отсылал по селам жителям, а они присылали с ним же все потребное мне. И я, грешный, принимал с благодарностью от них приносимое, моля за них Бога».

Прилежный подвиг пустынника вызвал зависть и злобу исконного врага рода человеческого. Свою борьбу с ним описывает преподобный так: «В той пустыни принял я великие страхования от бесов. Приходили они ко мне и пугали, стоя у моей хижины за дверьми и говоря друг другу: «Спит он». А один бес проник в хижину мою и хотел схватить меня, как будто желая меня задушить. Я же беспрестанно творил Иисусову молитву, и он убежал от меня. Другие же бесы, которые стояли у кельи пред дверьми, сказали тому бесу: «Почему ты не нападаешь на него?» А бес им отвелил: «Пойдите вы сами к нему и одолейте его!» Я же, сотворив молитву, сказал им так: «О отпадшие бесы, что сделал вам я, грешный? Вы же привели меня в эту пустынь и хотите насмеяться надо мной (в этих словах преподобного звучит его сомнение – было ли Божие благословение на его жительство в пустыни). Я же, грешный, надеюсь на Господа Бога моего Иисуса Христа и на Пречистую Богоматерь, и на силы небесные, на Михаила и Гавриила, и на своего святого ангела, хранителя души и тела моего, и на всех святых».

Подвизаясь в пустыни, преподобный, однако, испытывал глубокие сомнения, угоден ли Богу его подвиг, предпринятый втайне, без благословения духовного отца. Он написал Боголепу, испрашивая благословения на жизнь в пустыни. Тот же не благословил, но ответил Мартирию: «Пойди, господин, жить в общее житие».

Тогда отправился преподобный, колеблясь между послушанием своему старцу и желанием жить в безмолвии, на поклонение Пречистой Богородице и преподобным Авраамию и Ефрему в город Смоленск. И они, чудотворцы, утешили его явлением своим и возвестили: «Должен ты жить в пустыни, но там, где благоволит Господь».

Последовав слову своего духовного отца, преподобный Мартирий поступил в монастырь – теперь уже – Тихвинский, памятуя о явлении ему в огненном столпе иконы Богородицы Одигитрии, в надежде, что она, Путеводительница, «направит стопы его» и разрешит все его недоумения. В монастыре уже жил ученик его Авраамий. Поселившись с ним в одной келье, преподобный поведал ему об отшельнической жизни и рассказал о своем желании идти в Поморье, подальше от людей. Авраамий же не одобрил этого и сказал: «Не ходи, отче, ни в Поморье, ни куда еще, но иди в пустыню в то место, о котором я скажу тебе.. Шел я раз вечером, в сумерках, с книгою по монастырю из церкви, от чудотворного образа Пречистой Богородицы, к трапезе, и посмотел на небо в ту сторону, где та пустыня, и увидел, что на небе крест воссиял, светлый, как луч, и весь покрытый звездами, над тем самым пустынным местом. Место это я знаю, оно непроходимо, стоит во мху, среди болот. Иди на него и не ищи другого. Живи там, пока Бог изволит, ибо будет в том месте Божие милосердие». Услышав рассказ Авраамия, преподобный возжелал посетить указанную учеником путыню. Испросив благословения на то у настоятеля и вознеся теплую молитву у чудотоворного образа Одигитрии, преподобный Мартирий, изготовив две небольшие иконы: одну Живоначальной Троицы, другую Пресвятой Богородицы Тихвинской, отправился в путь. За пять верст до указанного места находись селение Буборины. Здесь Мартирий у одного песелянина, именем Иосифа, узнал о месте, к которому направлялся, и просил сопроводить его туда. Едва заметною тропою, миновав обширные, опасные и топкие мхи, Мартирий с проводником достигли пустыни, лесистым зеленым островом возвышающейся среди бескрайних болот, как бы некоею стеною ограждающих ее безмолвие и уединение. Возрадовался преподобный, достигнув цели своего странствия, ибо уразумел он, что это именно и есть место, уторованное ему Богом. Своему же проводнику, отправлявшемуся домой, Мартирий, по внушению Духа, возвестил, что в его отсутствие дочь его утонула в колодце и, кроме того, погиб вол, нечеловеческою силою поднятый на ветви высокого дерева. Извещая о том, угодник Божий советовал поселянину благодушно перенести эти несчастия, видя в них козни «душетленного змия», таким образом отплатившего Иосифу за указание места и его помощь святому подвижнику. О дочери же, утешая, сказал, что она удостоилась мученического венца.

«Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс. 54). Эти строки псалма, думается, не раз повторял преподобный, полагая начало жития своего на Зеленом острове. Первой была поставлена им малая хижина, а потом вскоре и часовня (сам монастырь впоследствии был построен приблизительно в одной версте от места, куда первоначально пришел преподобный). Тогда, наконец, огласилась безлюдная пустыня славословием Творца. Бесплодная, стала плодоносной, орошенная многим течением слез подвижника.

Но недолго укрывался под спудом горящий светильник – святая жизнь пустынника стала привлекать к нему множество окрестных жителей. Они начали посещать его: иные искали утешения в скорбях и разрешения своих недоумений, иные желали навсегда остаться с преподобным и принимали ангельский образ. Так положено было основание Троицкого Зеленецкого монастыря. Вскоре, как бы еще раз подтверждая богоизбранность обретенного места, пришел к Мартирию вышеупомянутый крестьянин Иосиф и рассказал следующее: «В летнее время, в полдень, после Петрова дня накануне дня Козьмы и Дамиана, спал я в своей клети и увидел во сне, будто вышел я на улицу и увидел стоящий в этой пустыни огненный столп от земли до неба, а из столпа того простерта рука, как человеческая, и из руки той исходят искры огненные». При этом Иосиф просил прощения у пустынника в том, что, будучи тяжело болен, пообещал дать Мартирию коробью (новгородская мера зерна) ржи, но, исцелившись, пожалел, думая про себя: «За что мне тому старцу давать эту рожь? Помиловал меня Бог – и выздоровел я». Пробудившись же от сна, в страхе от увиденного, поспешил к преподобному со словами: «Виноват я перед Живоначальной Троицей и Пречистой Богородицей, и перед тобой, отче. Внушил мне дьявол в мыслях моих, чтобы не давал я той ржи, обещанной тебе. Ныне же, честный отче, прими обещанную рожь свою».

Вновь, теперь уже на ином месте своего подвига, сподобился преподобный видения образа Богоматери: «Я ... увидел во сне у пустыни море, а на том море образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, такой же, как и прежде мне явившийся, плавает. Я же стоял на берегу и увидел, что недалеко от того образа на море лежит пораженный бес. Посмотрел я направо и увидел стоящего в воздухе архангела, видом же он был такой, каким пишется архангел Гавриил в Благовещении Пресвятой Богородицы, со скипетром. И захотел я осенить себя крестным знамением у образа Пресвятой Богородицы, как и прежде, но испугался воды морской – вдруг потопит меня. И сказал мне архангел, стоящий в воздухе: «Почему ты не осмеливаешься подойти перекреститься к образу Пречистой Богородицы?» Я же, грешный, отвечал ему: «Господин, я боюсь». А он сказал мне: «Чего боишься?» Я ему снова ответил: «Бесовского нападения – как бы он меня не уловил». Архангел же опять сказал мне: «Не бойся, иди смело к пречистому образу». Тотчас же тот образ начал погружаться в море, и оставалась над водой только часть его с изображением ножки Христа-Светодавца. И увидел я Божие милосердие к себе в том, что мне оставлена ножка Христова. И я, грешный, будто бы подумал про себя: «Даже если и придется мне потонуть в воде, то только ты мне взяться за ножку Светодавца». Тогда осмелился я войти в море и взялся за его ножку обеими руками, и начал плакать, проливая слезы и говоря: «Милостивый Светодавец, если и случится мне потонуть, пусть, но – с Тобой». И вдруг словно какою-то бурей перенес меня тот образ через море и поставил на берегу, на другой стороне моря. И скрылся от меня тот образ. И еще я увидел: вот город новый и лавки новые, а покупающих и продающих нет. И тут пробудился я от сна, и был в ужасе великом, и умилялся тому видению».

Между тем братство новоустроенной обители стало умножаться. Тогда построил преподобный Мартирий первую в обители малую церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. И, когда перенесены были туда келейные иконы преподобного – Святой Троицы и Пресвятой Богородицы Одигитрии, ученик его Гурий, выйдя из церкви, увидел воссиявший на небе крест, видом такой же, как крест, стоявший на церкви (образом же он был подобен кресту, каким иерей благословляет народ).

Вскоре слава о святом подвижнике распространилась повсюду, достигнув до Великого Ногорода и других городов. Знатные и богатые люди ногородские начали присылать приношения на святую обитель. Один из них, Феодор Сырков, уже построивший на свои средства под Новгородом монастырь, сделал обильный вклад на сооружение деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезою, которя спустя краткое время и была воздвигнута заботами преподобного. Позднее этот благодетель Зеленецкой пустыни попал вместе с другими жителями Новгорода под опалу царя Иоанна Грозного в последнее пришествие его Новгород и принял мученическую кончину.

Тем временем умножалась в Зеленецаой обители словесные овцы, требовался им и пастырь, облеченный благодатью священства. Вновь оратимся к повести преподобного: «... перед поставлением меня на игуменство в эту пустынь спал я в своей келье в чулане. И увидел во сне Пречистую Богородицу, в облике девицы, прекрасной видом, - никогда я не видел среди людей такой прекрасной девицы. Умиление на лице, вид Ее благолепен, большие глаза и черные брови, а нос средний и с горбинкой, на голове же у Нее, у Госпожи, большай венец золотой, украшенный множеством разных цветов, - удивительно, невозможно человеку ни умом понять, ни языком сказать. Сидит Она в келье моей на лавке в красном углу, там, где иконы стоят. А я будто бы вышел из чулана своего и стоял перед Нею, и смотрел на Нее усердно, не сводя очей своих с красоты Ее. И Она, Царица и Богородица, тоже на меня смотрела. Я же на Нее смотрел не отрываясь и видел милостивое Ее лицо, а очи Ее были слезами наполнены – едва на пречистое лицо Ее не прольются. И вдруг Она невидима стала мне. Я же пробудился от сна и был в ужасе. Поднялся я, вышел из чулана своего, зажег свечу от масляного светильника и захотел увидеть непорочную Деву – сидит ли Она в келье моей на месте, где видел Ее сидящую. Вышел я на середину кельи моей и не уидел Ее на месте том. Тогда я подошел со свечой к образу Пречистой Одигитрии, который стоит в келье моей, посмотрел на тот образ и понял, что воистину явилась Пресвятая Богородица в том образе, как и на иконе моей келейной образ Ее написан». Через несколько дней после этого видения преподобный Мартирий по настоянию многих учеников своих отправился в Великий Ногород, где принял от Архиепископа сан священства и игуменства.

После Феодора Сыркова даровал Господь Зеленецкой пустыни нового, еще более щедрого благотворителя. Для получения жалованной грамоты от царя Феодора Иоанновича Зеленецкому игумену надлежало прибыть в Москву. Путь его лежал через Тверь, где тогда по царскому повелению проживал бывший Касимовский хан Саин-Булат, во Святом Крещении Симеон Бекбулатович, любимый сын которого в то время находися при смерти, будучи тяжело болен. Узнав о прибытии преподобного, которому уже сопутствовала слава о высоком житии его и о дарах Святого Духа, на нем почивающих, царь Симеон призвал старца к умирающему. Когда печальный отец сам вышел навстречу Мартирию, вводя его в дом, возвестили, что царевич умер. Как громом поразила родителя горькая весть. «Не скорби, царь, - сказал угодник Божий, - но возложи упование на Всесильного Бога, во Святой Троице славимого и на Пресвятую Богородицу. Ибо силен Бог все сотворить, и Скорая Помощница наша благоволит нас недостойных послушать, если с верою молимся».

Сказав это, преподобный положил две бывшие с ним иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы – на грудь умершего и принялся служить водосвятный молебен. Окропил он царевича Иоанна святой водой, и мертвый отрок встал со одра своего, как бы пробудившись от сна. Ужас и радость объяли всех присутствовавших. Неизреченно возблагодарили они Господа, Его Пречистую Матерь и почтили преподобного Мартирия. С тех пор в лице царя Симеона Зеленецкая обитель обрела щедрого и благодарного жертвователя. На его приношения были в ней выстроены три церкви: во имя Тихвинской иконы Божией Матери, Иоанна Златоустого – ангела воскресшего царевича и надвратная – апостола Иоанна Богослова.

Преподобный же, по совершении великого чуда, продолжил путь свой в царствующий град Москву, где удостоился милостивого внимания государя и исполнения своей просьбы. По жалованной грамоте 7103 (1595 год от Рождества Христова) года Зеленецкий монастырь получил большие земельные наделы с пожнями (луга, сенные покосы в лесных прогалинах), угодьями и рыбными ловлями на Ладожском озере.

Обеспечив таким образом будущее содержание своего монастыря, преподобный Мартирий на склоне лет своих предался еще более суровому подвигу, возлюбив совершенное безмолвие. Своими руками он выкопал себе могилу, поставил в ней гроб и многие часы проводил там, поминая «последняя своя». Провидя, наконец, и самый час своего преставления, собрал он братию и много наставлял ее отечески.

«Братья мои милые, прошу вас и молю, чтобы вы не надеялись ни на князя, ни на боярина, ни на какого властителя, а имели бы во всем надежду на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу – Они вам будут во всем помощники и заступники. Имейте почтение к царю земному и к его царевичам, и к властям. Не просите у них ничего, как и я, грешный, почитал их и не просил у них ничего, а во всем надеялся на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу. И чего у Них, у Светов, просил, то Они мне, грешному, даровали. У Них только осмеливался я все просить. Так и вы дерзайте у Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы все просить и, кроме Них, в помощники себе никого не ищите» («Повесть Мартирия Зеленецкого»).

Увещал преподобный братию не оставлять свой монастырь, помня, что «сей вертеп... лучше Синайской горы, если живешь в нем с верою»; быть неленостными в молитве за царя и за всех православных, щедрыми и милостивыми – ко всем, приходящим в обитель, иметь между собой любовь нелицемерную. А когда кто из братии обители сей от жизни временной отойдет, обещал игумен Зеленецкий – если обрящет дерзновение ко Господу – усердно и с любовью молить о спасении и упокоении души его.

Со слезами слушало стадо Христово слова доброго своего пастыря, глубоки были воздыхания, велика печаль расставания. Причастившись Святых Христовых тайн и преподав братии последнее благословение, преподобный Мартирий со словами «мир всем православным» почил о Господе 1 марта 1603 года.

Трудолюбное и честное тело его было погребено близ церкви Богоматери, созданной рачением царя Симеона, в могиле, ископанной его собственными руками.

 

 

Летопись Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря

 

Издавна к северо-западу от Великого Новгорода простиралась бескрайняя болотистая равнина. Унылое однообразие топей и мхов чередовалось с буреломом, чахлым лесом.

Здесь, среди бескрайних болот, затерялся небольшой лесистый островок суши, по-иному «зеленец». Именно это место и было указано свыше преподобному Мартирию для уединенной молитвы и основания монастыря. Только в каком году преподобный поселился здесь, осталось неизвестно.

 

1564 г.

В писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода за 1564 г. Монастырь еще не упоминается. Но, согласно преданиям, отшельник Мартирий уже жил на Зеленом острове.

 

1570 г.

По приказу царя Ивана Грозного казнен богатый благотворитель Зеленецкого монастыря новгородский купец Феодор Сырков. К 1570 году Сырков построил на Зеленом острове Благовещенскую церковь. (Первая же Троицкая церковь была построена самим преподобным Мартирием). На основании этого считается, что в 1570 году монастырь уже существовал, а значит, Зеленецкая обитель основана в 1565-1570 гг.

 

1583 г.

Впервые монастырь упоминается в писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода за 1583 г. Фиксируется его завершающий этап строительства. В документе Андрей Плещеев и подъячий Семейка Кузьмин сообщают: "... в монастыре церковь Троицы Живоначальной, другая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с Трапезою, обе деревянные. В монастыре игумен Мартирий да двенадцать старцев. А около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровницкий да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет".

 

1595 г.

После вокрешения преподобным Мартирием умершего открока Иоанна, сына царя Симеона Бекбулатовича, монастырь приобретает еще одного щедрого благотворителя. Царь Симеон построил в Зеленецкой обители первую каменную церковь, освященную во имя Богородицы Одигитрии Тихвинской, и церковь Святого Иоанна Златоустого.

 

1/14 марта 1603 года.

Кончина преподобного Мартирия Зеленецкого.

 

1612-1613 гг.

Смутное время русской истории. Северные области России опустошались шведами. Когда братию известили, что через болота к обители пробирается отряд Якоба Делагарди, монахи спрятали церковную утварь и скрылись в лесах.

 

1620 г.

Сожженный шведами монастрыь еще восстанавливается. В писцовой книге за 1620 г. сообщалось, что "... Троицкий храм и каменная церковь Одигитрии стоят без пения, церковь Благовещения и града сожжены.  В семи кельях живут старцы: священник Устин, келарь старец Порфирий, казначей старец Сильвестр, старец Илья и старец Пофнутий. Пять же келий стоят пустыми. За монастырем располагаются конюшни, при конюшнях живут служки - одиннадцать человек. Старцы и слуги питаются своими трудами". Игумена в то время в монастыре вообще не было. Как видно из документа, управлял монастырем казначей - старец Сильвестр.

 

1624 г.

Старец Сильвестр с братией пожалованы царской грамотой, по которой за монастырем закреплялись не только земельные владения, но и крестьяне. Жители монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод и дьяков - суд над ними предоставлялся монастырским старцам.

 

1625 г.

Игуменство в Зеленецком монастыре дано Закхею. Старец Сильвестр с 1628 г. состоит строителем обители. По примеру прежних зеленецких настоятелей, игумен Закхей ходатайствует у царя Алексея Михайловича о подтверждении земельных владений и о пожаловании новых.

 

1650 г.

Что сделали для благоукрашения обители черный поп Иосиф и строитель Арсений - летописи умалчивают.

 

1674-1695 годы.

Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий. Его заботами и неустанным попечением Зеленецкий монастырь поистине расцветает и полностью перестраивается в камне.

Сбылосьпредвидение преподобного Мартирия, предсказавшего перед смертью расцвет своей обители: "Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится".

Инок Корнилий (в миру - Козьма) происходил из поместных московских бояр, но неизвестно, когда и откуда пришел в монастырь. В то время в обители еще были живы современники преподобного Мартирия. Корнилию приглянулась окружающая монастырь природа, он возлюбил старцев; видя нужды обители, молил Бога о ниспослании помощи Зеленецкому монастырю, давал обет Господу отдать все силы для процветания Святой обители.

В 1666 г. инок Корнилий удостоен священства и поставлен архимандритом Тихвинского монастыря. В 1668 г. архимандрит Корнилий возвращается в Зеленецкий монатырь, принимая на себя управление обителью. В 1673 г. он хиротонисан в митрополита Казанского. А с 1674 года владыка Корнилий переведен на Новгородскую кафедру. С этого времени он получает возможность осуществить свое давнее желание - прославить скромную пустынную обитель преподобного Мартирия, к личности которого он всегда питал особое благоговение и любовь.

В монастыре по указанию Корнилия последовательно, из года в год ведется большое каменное строительство - возведен великолепный каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с надвратной церковью во имя Иоанна Богослова, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого Мартирия.

Преосвященный Корнилий организовал строительство дорог. Одна 12-ти километровая дорого выходила на большой Тихвинский тракт, другая 30-ти километровая пролегала до реки Волхов, откуда водным или сухим путем можно было добраться до Новгорода.

Стараниями митрополита в монастырское владение отошли восемь деревень, в которых проживало около семисот крестьян, с пашней, покосами, лесными угодьями и рыбными ловлями. Кроме того, преосвященный Корнилий приписал к Зеленецкой обители четыре небольших монастыря с их деревнями и угодьями - староладожские Ивановский, Васильевский, Гостинопольский и Новогородский Спасо-Нередицкий. Преосвященный пожертвовал в монастырь богатую церковную утварь и богослужебные книги. На монастырской колокольне имелось пятнадцать колоколов, самый большой весил двести пудов. Над местом погребения Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковье этого храма под спудом, святитель поставил каменную гробницу.

Монастырские летописи рассказывают такой эпизод из жизни митрополита: в неурожайные годы обитель снабжала нуждающихся крестьян хлебом и фуражом для скота. Однажды владыка приказал казначею обители принести ему долговые расписки и обязательства. Взяв в руки бумаги, преосвященный Корнилий сказал: "Бога мы просим: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем... " Бог их простил, и я их прощаю". Произнеся эти слова, он бросил все бумаги в топившуюся печь, а эконому строго запретил требовать долги у нуждающихся.

 

3 марта 1695 г.

Преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией, пробыв во главе епархии 20 лет и 7 месяцев. Официальные исторические источники сообщали, что изможденный болезнями и старостью святитель удалился на покой в Зеленецкую пустынь. В совершенном безмолвии и богомыслии прожил свои последние три года. Предвидя наступление кончины, он собрал братию и поучал их любви и кротости. Строго наставлял "хранить неприкосновенно чистоту телесную, оберегать глаза от зависти, руки от лихоимания, а язык от оклеветания и многоглаголания". Последними же его словами были: "Мир и благословение Господне на вас". После чего угодник Божий причастился Святых Христовых Тайн и мирно отошел к вечному покою 5 марта 1698 года. Тело его предали земле рядом с гробницей преподобного Мартирия.

В середине XIX века иеромонах Антоний (в миру Алексей Поликарпович Бочков) пишет поэму "Зеленецкий лес", где в стихотворной форме излагает старинное устное предание о кончине Новгородского митрополита Корнилия. Поэта раскрывает тайну ухода владыки с кафедры. Причиной ухода "на покой", оказывается, явилась не старость и не плохое здоровье, а царская опала: после Стелецкого бунта Москва была охвачена репрессиями и казнями. Тогда одно слово или несогласие могли навлечь казнь или пытку. Будучи оклеветанным, Корнилий попадает под подозрение. Пока ведется следствие, митрополита отправляют в Зеленецкий монастырь "под домашний арест". Наконец Преосвященный признан виновными, и из столицы в Зеленец скачет комиссар, которому поручено лишить владыку священного сана.

Приехав же в обитель, царский посланник узнает, что митрополит Корнилий скончался. И комиссару приходится зачитать приговор над усопшим; затем надлежало снять с первосвятителя клобук... но комиссар не смог приблизиться к бездыханному телу. С ужасом увидел посланец, как из мертвых глаз скатилась слеза и легкий румянец покрыл щеки почившего старца. Не посмев свершить поругания над мощами угодника Божия, комиссар возвратился в столицу. А в этом премя Вседержитель открыл царю Петру, что Новгородский святитель невиновен! И уже другой посланец везет в Зеленец новый царский указ об отмене приговора. Тело же митрополита все это время лежит непогребенным. Поэма кончается словами:

Господь угодника нетленьем

Прославить тело восхотел.

Открыли гроб и покрывало -

Оно, как спящее, лежало.

Странно, но в архивных документах назваются различные даты кончины митрополита Корнилия. Одни называют день успения - 5 марта, другие - 26 февраля 1698 года. (Е. В. Крушельницкая "Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь", стр. 127, Изд. "Алетейя", Спб. 1998 г.). Загадочно и то, почему митрополит Новгородский Иов отпел и предал земле тело преосвященного Корнилия только 25 (!) марта. Значит, со дня кончины до погребения прошел почти месяц.

Более двухсот лет Зеленецкий монастырь бережно хранил личные вещи митрополита: посох, мантию, клобук, четки, складень. Сохранялось и духовное завещание, где преосвященный Корнилий, обращаясь к своим будущим преемникам по Новгородской кафедре, молитвенно просит сохранить "без всякого умаления твердо и неподвижимо" Зеленецкую обитель, со всеми землями и деревнями.

Но преемники не исполнили завещания, не уважили слезного моления великого старца. После похорон преосвященного Корнилия и посещения монастырая Новгородским архиепископом Феодосием из монастыря были забраны: 350 икон с венцами и окладами, серебряные позолоченные сосуды, водосвятная чаша, несколько Библий и 30 ценнейших книг, три самых лучших колокола, один из которых весил 200 пудов. У монастыря была отобрана большая часть земельных владений, а вскоре обитель приписали к новгородскаму архиерейскому дому, обязав платить оброк. С этого времени монастырь уже не являлся полноправным собственником. Ему разрешено было держать только 10 работников. Хозяйство приходило в упадок, оно страдало от частых пожаров, которые буквально опустошили обитель в 1710, 1715, 1727 и 1730 годах.

 

3 февраля   1747 года.

Зеленецкую обитель удостоила своим посещением императрица Елизавета Петровна. Это событие положило начало прославлению преподобного Мартирия. Стояла прекрасная зимняя погода. Дорога была расчищена от снега. Монастырь ждал приезда государыни. Вблизи монастыря на столах, украшенных пеленами, стояли три ржаных хлеба: один в пуд весом, с врезанной солонкой и два в 30 фунтов каждый. Духовенство было в церковных облачениях, в богатых ризах, присланных из Новгорода. Иеромонах Симон встречал государыню с крестом на блюде. Зеленецкий иеромонах Иосиф - с образом Святой Троицы. Белый священник Иов Иоаннович - с освященной водой на блюде и с кропилом. Иеродиакон Сергий, бывший тогда казначеем и управляющим в монастыре, - с серебряным кадилом. Монахи с крестами - клиросный Иннокентий, ведающий житницами Маркел, трапезный Филарет, ведающий селами Иосиф, конюшенный Тарасий. Все они были в мантиях. Пономарь Иоанн Иванов в стихаре с зажженной большой свечой. Крестьянин Иван Кононов - с фонарем. И еще тут же стояли десять выборных хороших людей.

Как только экипаж Ее Величества подъехал, все иеромонахи подошли к дорожной коляске. Дверца отворилась, и императрица, приложившись к кресту и образу, окропившись святой водой, повелела принять все три хлеба. Потом экипаж, сопровождаемый торжественным шествием, медленно двинулся к монастырю. От солнечных лучей искрился снег, звенели колокола, разносилось дружное молитвенное пение. У монастырских ворот государыня изволила выйти из дорожной коляски и идти пешком по монастырю прямо к гробнице преподобного Мартирия. Трижды благоговейно поклонившись у надгоробия чудотворца, приложившись к образу, она спросила: "Какие службы служат преподобному?" Иеромонах Симон отвелил: "Служим панихиды, поскольку мощи не освидетельствованы". Еслизавета Петровна сказала на это: "Какое вам надобно еще свидетельство, если он, когда еще жив был, царевича мертвого воскресил и многие чудеса творил? Служите ему службу и молебны по Общей Минее, а панихиды по нему служить оставьте". Потом Ее Величество расспрашивала, какого святого другая гробница. На то ей ответили: "Преосвященного Корнилия, митрополита Новгородского, который в этой обители построил на свое иждивение каменные здания, церковь эту и кельи братские, колокольню и ограду". Направляясь со свитой в соборную церковь Святой Троицы, государыня, разговаривая с генералом Разумовским, хвалила Зеленецкую обитель, называя ее "лучше Тихвинской". Будучи в соборе, Елизавета Петровна с благоговейным поклоном приложилась ко всем иконам; отметив иконостас, промолвила: "Лучше резного". Выйдя из соборной церкви, государыня изволила осмотреть все монастырские здания и похвалила их: "Добротное строение и богоугодное, богатою рукой строено...". После этого она направилась к экипажу и, выйдя из монастыря и прощаясь, объявила всем свое совершенное удовольствие. Но едва экипаж отъехал от ворот, как лошади замялись и совем стали у часовни, где помещалась икона преподобного Мартирия. Подумав, госудрыня послала в монастырь с нарочным сто рублей, повелев служить молебен за ее здравие. Как только братия начала пение, лошади спокойно пошли. Но теперь уже у креста, который знаменовал место самого первого пришествия преподобного Мартирия на Зеленый остров, кони остановились снова. Все усилия собравшегося народа и многочисленной свиты были безуспешны. Елизавета Петровна, прося молитв, послала в монастырь двух нарочных, одного за другим, с объявлением, что жалует еще тысячу рублей. После этого лошади тронулись, и дальнейшее путешествие благополучно завершилось. Обещанная тысяча рублей была прислана в монастырь через два дня с новоладожским воеводой Чеблуковым.

 

20 июня 1747 года.

Страшный пожар уничтожил в обители решительно все, оставив лишь голый кирпич и камень. Все крыши на церквах и клельях, ограды, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы были уничтожены. Пожар превратил в пепел скотный двор, ригу и гумно. Все пожалованные государыней Елизаветой Петровной деньги были израсходованы на восстановление монастыря.

 

21 февраля 1748 года.

Архиепископ Новгородский Стефан, проезжая из Тихвина, изволил посетить Зеленецкую обитель. Встреченный с колокольным звоном и церемонией за монастырем у Южных ворот, он шествовал прямо к чудотворным мощам преподобного Мартирия, а потом в собор. Переночевав в обители, Его Преосвященство изволил осмотреть все погоревшие монастырские строения и пожертвовал из своей казны на ремонт обители 200 рублей. А в скором времени и тихвинские жители прислали 30 рублей на восстановление сгоревших строений. На эти деньги монастырское хозяйство было поправлено.

 

1764 год.

По Высочайшему указу Ее императорского Величества государыни Екатерины Алексеевны, от 20 февраля 1764 года, все архиерейские дома, монастыри и церкви лишались владения крестьянами и всеми угодьями. Все монастыри делились на три класса. Взамен конфискованных земельных угодий особая Государственная комиссия назначала денежное жалование. Жалование должно было соответствовать тому классу, который определила комиссия. Этим указом было изменено веками утвержденное состояние отечественных монастырей.

Зеленецкий монастырь был отнесен к 3-му классу, ему не назначалось жалование, он был оставлен "за штатом на собственном содержании", "на пропитание" ему были оставлены лишь небольшие клочки пашен и покосов вблизи монастырских стен. Оставленные обители рыбные ловли и  пустоши вскоре были захвачены разными владельцами. Лишенная крестьян, средств и пособий обитель теперь не могла ни отстоять своего имущества, ни сохранить своего благополучия.

 

5 июля 1765 года.

Летом 1765 года, когда малочисленная братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, остальные иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители - стряслась еще одна беда. 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами, внезапно ворвались в монастырь. (Раскольниками или старообрядцами называли в то время людей, которые не приняли новшеств, введенных собором 1666 года. Выражая протест против реформ патриарха Никона, раскольники участвовали в бунтах, объявляя царя антихристом, за что подвергались гонениям. Одной из форм протеста протеста староверы избрали самосожжение, считая его мучением за истинную веру.)

Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объвили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил властям и доложил начальству. Вскоре в Зеленец прибыла рота гренадеров. Две недели солдаты простояли около монастырских стен, штурмовать было нельзя, был дан приказ - действовать мерами кротости, но трудно было вести переговоры с людьми, решившими предать себя огню.

Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, гренадерам удалось проникнуть в монастырь. Запершись в трехэтажном корпусе, равнодушно слушали раскольники через окна все увещевания , с которыми к ним обращались. Зачитывался указ, привезенный из Петербурга, власти обещали всем полное прощение, просили бунтовщиков вернуться домой, дозволяли раскольникам идти, куда только те пожелают. Из Новой Ладоги привезли старообрядцев, которые являлись противниками самосожжения, и эти люди пытались вразумить единоверцев, отговаривали их от самоубийства. К раскольникам обращались офицеры. Но все увещевания были напрасны.

4-го июля, в 8 часов, раскольники подожгли себя. Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили огонь, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Один гренадер, подставив лестницу к зданию с северной стороны, вырвал решетку окна и выхватил из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне. Затушив пожар, обгоревшие тела солдаты отвезли на дровнях в лес, за четверть версты к востоку от монастыря. Здесь капитан приказал вырыть яму, тела несчастных крючьями покидали в могилу, засыпали землей и завалили бревнами.

Зачинщик этого безумного мятежа, Иван Еремеев, остался жив. Запалив чудовищный костер, этот крестьянин спустился в отхожее место и, плавая в нечистотах, спасся от огня. Его же мать, сестра и жена погибли в пламени мучительной смертью. После пожара Иван Еремеев был обнаружен солдатами, его вытащили, отмыли, заковали в цепи и отправили в Петербург. Вскоре его привезли из столицы и возле сгоревших келий при большом стечении народа высекли кошками. После наказания злодея отдали в солдаты, но, прослужив полгода извозчиком в Суздальском полку, Еремеев сбежал.

Целый месяц раскольники бесчинствовали во святой обители:они надругались над святыми иконами, соскоблив с них изображение православного перстосложения, изломали драгоценные кресты со Святыми мощами, повредили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. Раскольники сожгли вместе с собой ценнейшие монастырские иконы, хлебные запасы, погубили уникальные записи о житии преподобного Мартирия и его обители, записки преосвященного Корнилия. Монастырь лишился ста сорока трех хранившихся в ризнице ценнейших рукописных книг.

Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что митрополит Дмитрий ходатайствовал об оказании Зеленецкому монастырю помощи в сумме 2000 рублей.

 

1772 год.

Преосвященный митрополит Гавриил в докладе Ее Величеству сообщал, что в его епархии много душевнобольных,и, по мненю Пресовященного, для содержания умалишенных самым походящим местом мог бы стать Зеленецкий монастырь: он находится далеко от столицы, кельи прочные, ограда каменная и высокая... Согласно с докладом митрополита, в 1772 году Зеленецкий монастырь был приписан к Петербургской епархии. Назначено было помещать туда безумных, а также провинившихся клириков и монахов для церковного покаяния. С этого времени настоятелями в монастыре были не игумены, и архимандриты.

 

24 августа 1772 года.

Во время Божественной литургии в церковь с шумом и ревом ворвались десять разбойников, они были в шапках, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Одни разбойники кинулись прямо в Царские врата, другие принялись избивать и связывать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из Царских врат, сорвали с него священную ризу; втащив его в настоятельские кельи, выпытали у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где кололи, жгли монахов, отняв у них под выткой еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы... Злодеи искали по свему монастырю казначея, но не нашли. Казначей же, спрятавшись в бане за очагом, молился преподобному Мартирию. После ухода грабителей из монастыря божественная литургия была дослужена с того места, на котором ее прервали, после чего казначей немедля отправился в Петербург с донесением.

Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек, во главе с майором. В том же году все десять разбойкиков были пойманы, их привезли в деревню Усадище, где, допрашивая, жестоко били. Потом майор приказал заковать разбойников в железо, набить колодки и с понятыми отослал в суд, в новгородскую губернскую канцелярию.

 

Бесчинства 1789-1798 гг.

В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом издал указ, в котором запретил въезжать на лошадях в стены обители. Указ этот столетьями неукоснительно соблюдался. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.

Как говорит летописец: "Когда лошадей перевели со скотного двора в святую обитель, лошадям и живущим в кельях тех душно было и нездорово. По монастырю дух происходил нехороший. А под церковью, где прежде находилась хлебная, сломали печь и ставили приезжих лошадей, повозки, сани, дровни и телеги". "И вошло в Зеленецкую пустыню безверие и безчинство: подъячий Никита Михайлов Калязин завел правило въезжать в Святые ворота. А казначей иеромонах Сергий попустил и большее. По монастырю ездили в повозках зимой и летом. Через Святые ворота  подъезжали прямо к церковному крыльцу, к настоятельским кельям, к окну Преподобного. Ездили верхом в шапках и шляпах, через весь монастырь..."

Летом 1798 года в Зеленецкий монастырь прибыл казначей иеромонах Аифилохий, который, усмотрев бесчинство и самовольство, сторого запретил ездить на лошадях по монастырю и "учинил в обители великое благолепие".

 

Обновление монастыря 1815-1834 гг.

С 1815 по 1834 год в монастыре проводится ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории. Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, тогда же на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В монастырской ограде соорудили угловые башни. Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы, т.к. подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконотас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды. Отстроили флигеля для штатных служителей. Пустовавший каменный флигель переделали в гостиницу для паломников. За 8500 рублей приобрели колокол в 294 пуда и еще несколько колоколов "зазвонных".

Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.

 

Ремонтные работы в монастыре 1901-1902 гг.

В 1901-1902 гг. произведен капитальный ремонт всех монастырских строений. Стоявший в запущении настоятельский корпус, в котором в течение 30 лет никто не жил, заново отделали как снаружи, так и внутри. Перекрыты новым железом крыши и главы на соборном храме и Благовещенской церкви, а также крыши на корпусах. Оштукатурены и окрашены церкви, корпуса, гостиница, горада. Сооружен кирпичный завод.

Благотворительницей, вдовой подполковника Анной Лазоревой, заказана и установлена чугунная плита на надгробие митрополита Корнилия, пожертвована серебряная позолоченная лампада к раке преподобного Мартирия, ей же установлена кружевная железная решетка в Троицком соборе. (Перед смертью благотворительница завещала Зеленецкому монастырю свой дом с земельным участком в г. Тихвине. Похоронена на монастырском кладбище).

Потомственные почетные граждане Емельяновы заказали и установили две серебряные с позолотой ризы, украшенные драгоценными камнями, на Тихвинскую икону Божией Матери и икону Святой Троицы в Троицком соборе Зеленецкого монастыря.

 

Начало XX века, расцвет обители.

В начале XX века Зеленецкий монастырь владел 19277 десятинами земли, имел 130 тысяч рублей капитала, получал ежегодно из казны 669 рублей 55 копеек. В 1908 году насельниками монастыря были: настоятель архимандрит Иероним (с 1902 г.) пять иеромонахов, два иеродьякона, пять монахов, три послушника, и двадцать четыре человека проживали в монастыре на богомолье.

Исторические описания Зеленецкого монастыря начала XX века обращали внимание паломников на следующие достопримечательности: установленную в 1853 году над гробом преподобного Мартирия серебряную раку, на сторонах которой были изображены сцены из его Жития. Две иконы у раки, по преданию, принадлежащие самому Мартирию. Мраморная гробница преосвященного Корнилия (установленная в 1912 году) и его личные вещи, хранившиеся в особом деревянном ковчеге. В иконостасе Троицкого собора находились две иконы XVII века с клеймами. В монастыре имелось пять старопечатных богослужебных книг в богатых окладах и две рукописные книги - Синодик и рукопись. содержавшая Летописец монастрыря и текст службы преподобному Мартирию. Все эти достопримечательности были утрачены после 1917 года.

 

Зеленецкий монастырь в годы советской власти.

История этого периода Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря известна лишь в самых общих чертах. Неясно, когда он был окончательно закрыт.

В 1918 году большая часть монастырских земель была передана сельскохозяйственной коммуне "Восход", которая насчитывала 38 человек. Эта коммуна получила в собственность от монастыря 19 лошадей и 29 коров. Монастырские земли были распределены среди населения соседних деревень.

В 1922 году государство изымает церковные ценности "в помощь голодающим Поволжья". 28 апреля 1922 г. губфинотдел "принял" из Троицкого Зеленецкого монастыря: серебра 5 пудов 33 фунта 91 золотник (ок. 96 кг), золота 58 золотников 12 долей (ок. 248 г.), медной монеты 6 пудов 32 фунта (ок. 111 кг)...

В 1924 году настоятелем Зеленецкого монастыря был архимандрит Иосиф (Харин), в обители проживало шесть иеромонахов и один иеродьякон. Опись монастырских вещей уже не содержит раки над погребением преподобного Мартирия.

1930 год. Агробаза "Зеленец" ходатайствует о передаче ей для культурно-просветительских целей церкви и ризницы Зеленецкого монастыря. Дирекции Русского музея рекомендовано командировать своего сотрудника в Зеленецкий монастырь для осмотра, отбора и изъятия предметов, находящихся в монастыре.

В 1932 году коопсельхоз "Зеленец" просил передать ему здания двух церквей и отпускал средства для их переоборудования. В то время в трех монастырских церквах проводил службы всего один иеромонах. Было принято решение закрыть две церкви, а в пользовании верующих оставить одну (скорее всего, это была нижняя церковь под Троицким собором).

В 30-е годы, по воспоминаниям старожилов села Зеленец А.И. и И.А. Комлевых, здесь поочередно располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство Волховского Алюминиевого завода и Волховское профтехучилище для инвалидов. С 1941 года здесь разместился военный госпиталь. С 1945 по 1975 год здания монастыря занимал "Дом инвалидов общего типа" (с 1969 года - "Дом психохроников").

В 1975 году дом инвалидов из монастыря выехал, и 17 лет здесь царило безлюдье и запустение.

 

Воскрешение Обители - 1992 г.

Только в 1992 году сюда вновь после многолетнего перерыва вернулись иноки.

В конце XVIII века неизвестный монастырский писец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря: "Но обитель святая, как лишь буря утолится, паки процветает и вся разоренная исправляет помощию Святыя Живоначальныя Троицы..."

Опять монастырь лежал в руинах, сквозь обломки кирпича пробивалась высокая трава, на слежавшихся горах мусора бурно произрастали лопухи. Но среди этих развалин вновь стала возноситься молитва. По мере сил обитель обживалась, благоустраивалась. Каменные строения, кажется, выдержали еще одно столетнее испытание.

Уничтоженные надгробия преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия были возобновлены, правда, из досок, обтянутых тканью. Но вскоре монахи заметили, что во время осенне-весенних паводков грунтовые воды затопляют захоронения. И тогда осенью 1998 года, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия (24 ноября), отслужив молебен, под пение величания преподобному, иноки сдвинули надгробную плиту, и игумен Пахомий с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов кочеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.

В 2001 году, в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, на месте первоначального водворения преподобного Мартирия на Зеленом острове (где находилась его первая пустынная келья), был установлен трехметровый поклонный крест.

 

В преддверии годовщины памяти преподобного (400-летие со дня кончины) - 1/14 марта 2003 года.

В 2003 году Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметит 400-летие со дня преставления своего основателя - святого преподобного Мартирия Зеленецкого чудотворца. К этму времени планируется создание нового иконостаса в Благовещенской церкви, а также завершение строительства автомобильной дороги, по которой на тожества смогут приехать гости и паломники.

Десять лет назад над колокольней можно было увидеть лишь ржавые конструкции купола и лоскуты сгнившего железа. Сегодня силами братии монастыря возрождено шатровое завершение, с небольшой главкой - такое, какое было создано во времена преосвященного Корнилия.

По мере сил трудами монахов и паломников залечиваются раны, нанесенные монастырю временем: вставлены рамы, застеклены окна, налажено хозяйство, плодоносят сады, приносят урожай огороды... Слава Тебе, Господи!

Если же паломник увидит в монастыре разрушения, пусть вспомнит, что это следы нашей всеобщей, порой горькой истории. Это памятник тех бед, которые кротко и смиренно перенесла обитель. Это наш всеобщий крест, крест всего православного народа...

 

Использованная литература:

1. История и древности третьеклассного Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Перербургской епархии. СПб. 1866 г.

2. Описание Зеленецкого Троицкого монастыря. СПб. 1883 г.

3. Токмаков И.Ф. Краткий историко-статичекий очерк Троицкого-Зеленецкого монастыря. М. 1904 г.

4. Крушельницкая Е.В. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. Изд. "Алетейя". СПб. 1998 г.

5. Медведев А.В. Митрополит Корнилий и судьба Свято-Троицкой Зеленецкой обители. (Церковный вестник. СПб. 2000. №5).

 

Издательство Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. 2002 г.

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. 

                                                                               

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz