Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице
Кондак 1
Избранный и в чудесех дивный святителю, Церкве Святыя небоявленное украшение, и усердный молит-венниче за род православный, отче Петре! В песнех с любовию хвалим тя, святаго заступника нашего, ты же, яко имеяй дерзновение пред Богом, предстательством твоим небесным от всяких нас бед свободи, да теплым сердцем непрестанно зовем ти:
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Икос 1
Ангелоподобно пожив от рождества своего, всеблаженне Петре, десятолетен сый смиренно вступил еси во узкия врата обители Цетиньския, прияв благословение от сродника своего, митрополита Саввы. Зряще твою огненную любовь ко Христу Господу, вкупе с лики ангел и святых велегласно вопием:
Радуйся, яко от младых ногтей на своя детская рамена велий крест монашескаго живота приемый.
Радуйся, яко избранием своим Небо и землю удививый.
Радуйся, яко пророку Самуилу подобяся, от младости себе Богу в дар принесл еси.
Радуйся, яко родительское благословение, яко великую святыню, издетска стяжавый.
Радуйся, яко надежда Черныя Горы и всего народа сербскаго явился еси.
Радуйся, яко преходящая земная суетствия презрев, под ногама попрал еси.
Радуйся, яко свое христоугодное житие во огни монашества распаливый.
Радуйся, яко к Царствию Небесному от пелен устремился еси.
Радуйся, яко Херувимам и Серафимам своим боголюбием подражавый.
Радуйся, яко Христа Бога и Его Пречистую Матерь зело обрадовавый.
Радуйся, яко измлада вервицу во оружие победы избравый.
Радуйся, яко на пост и молитву, яко на праздник стремивыйся.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 2
Видящи преобильное благословение Господне, почивавшее на тебе, богознаменитый отче Петре, вся Чер-ная Гора удивися твоей христоподобной жертве Бога ради и ближних. Показался бо еси подобен Спасу своему, мудрецы и старцы премудростию своею превозшедый, яко дванадесяти лет приял еси на ся ангельский образ, подвизая вся усердно славити Господа: Аллилуиа.
Икос 2
Разум небесный добродетельми стяжав, измлада созидал еси на Камени Живота душу твою. Сего ради промыслом Вышняго именование Петра Камене себе в монашестве стяжал еси. Мы же, зряще глубину Божия промысла о тебе, приносим ти сия благодарственныя гласы:
Радуйся, духовная веры твердыне, о нюже разбишася вся напасти демонския.
Радуйся, горо высокая, высотою подвигов своих небес достигий.
Радуйся, стено огненная, из неяже истекоша реки благодати Божия, вся нечистыя помыслы попаляющия.
Радуйся, столпе непоколебимый веры православныя, егоже вся еретики устрашишася.
Радуйся, земный ангеле и небесный человече, на земли живый, о Небесных помышлявый.
Радуйся, смиренный крестоносче, от младости на Христову Голгофу возшедый.
Радуйся, зерцало Церкве блистающее, в немже пречистый лик Христов ясно зрится.
Радуйся, свеще чистая, неугасимо любовию ко всему творению Божию пламенеющая.
Радуйся, златый сосуде Премудрости Вышняго, емуже никтоже противу рещи возможе.
Радуйся, благодатный светильниче, путь живота вечнаго нам освещаяй.
Радуйся, мироуханный фимиаме новозаветныя скинии, души наша облагоухаяй молитвами своими.
Радуйся, кроткий черноризче и неустрашимый боголюбче, на вся небесныма очесы взираяй.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 3
Силою любве Божественныя, всемилостиве Петре, всякую земную радость от себе отринув, всем, яко свя-щенник Господень, в помощь был еси, скорбящия утешая, гладныя удовляя, отчаянныя укрепляя, болящия чу-десне исцеляя и вся подвизая едиными усты и единым сердцем вкупе славити Бога, зовуще Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имел еси любовь к молитве умней и уединению, святый отче Петре, обаче послушания ради Богу и любве к народу твоему предал еси себе несению креста сугубаго: духовнаго и мирскаго служения. Не возмогая же в Печи Патриаршей владычнее иго на ся прияти, отшел еси в сремскую землю, да рукою сербскаго митрополита Моисея во граде Карловцах во архиерея совершен будеши. Мы же, дивящеся твоим добродетелем, смиренно вопием:
Радуйся, новый святителю Савво, концы отечества твоего чудесне исходивый.
Радуйся, новый Иоанне-Владимире, крест Христов высоко воздвигий.
Радуйся, новый Симеоне Мироточивый, сербскую землю во единство призвавый.
Радуйся, новый Милутине, Черную Гору и Брду храмами украсивый.
Радуйся, новый Лазаре, в Мартиничех и Крусех, яко той на Косове просиявый.
Радуйся, новый Василие, Герцеговину, яко родную Петровичку в сердце носивый.
Радуйся, новый Константине, агарянския ополчения в бегство обративый.
Радуйся, новый Моисее, иже на умнем Хориве с Богом лицем к лицу глаголавый и законом землю свою ог-радивый.
Радуйся, новый Иисусе Навине, твоими бо молитвами стены Иерихонския падоша.
Радуйся, новый Давиде, твоею бо псалтирию молитвенныя песни Богу возношахуся.
Радуйся, новый Соломоне, восток и запад мудростию своею удививый.
Радуйся, новый Илие, громом анафем своих глубины сатанинския злобы потрясый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 4
Бурею безбожия от всех стран часто обстоимь, непоколебим светильник Новаго Израиля пребыл еси, про-цвет добродетельми, яко крин в пустыни черногорстей, христолюбче Петре, славя Бога, Иже тя постави на зла-тый свещник Церкве Своея и благодатию смирения избави от всех демонских козней: тем молитвами твоими осеняеми, радостно поем: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав, яко злобный Махмуд паша грядет с сильным войском противу державы твоея, всечестный отче Петре, оградил еси отечество твое Крестом честным и мечем, неустрашимо встав во главе малаго своего и храбраго войска. Дивящеся храбрости и незлобию твоему, приносим ти хвалословия сия:
Радуйся, везира скадарскаго к миру призывавый, не хотяй кровь людскую на землю пролияти.
Радуйся, того баснотворных угрожений никакоже устрашивыйся.
Радуйся, на белом коне ездяй, витязи своя на брань за Крест Честный и златую свободу предводивый.
Радуйся, молитвами своими гордаго Голиафа сокрушивый и войско того в бегство обративый.
Радуйся, непобедимый орле, сердце имый голубине, любве ради ко отечеству кровь свою пролиявый.
Радуйся, потоками слез молитвенных новаго фараона в мори Чермнем потопивый.
Радуйся, никогоже, кроме Бога Живаго, убоявыйся.
Радуйся, нахождение безбожных от востока и запада в прах развеявый.
Радуйся, подвигами своими в народе сербстем Милошеву храбрость утвердивый.
Радуйся, победами славными Черную Гору и Брду соединивый.
Радуйся, воине правды и истины, церкви и монастыри от зависти демонския защитивый.
Радуйся, меж Скиллы и Харибды народ свой мудре проведый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 5
Боготечная звезда на небосклоне Балканстем явился еси, светозарный отче Петре, хотяй вверенное ти сло-весное стадо соблюсти в вере Христовой и паки обновити древнюю славу святородныя лозы Неманичей. На образ же жития твоего мнози взирающе, обратишася от злаго пути на путь истины, смирения и прощения, и единодушно вопияху Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев, яко ни един народ может на земли сохранен быти без твердыя веры Божия, христианския любви и согласия, ты, богопросвещенный Петре, вся от рода своего призывал еси к послушанию Богу и Церкве Его, и Черней Горе Законник написал еси. Зряще таковую твою ревность к добродетели в народе твоем, велегласно вопием ти:
Радуйся, всенародный судие, истинный суд и правду о имени Иисусове творивый.
Радуйся, умирителю вражды в братии, сего ради сын Божий нареченный.
Радуйся, неотступный последователю святоотеческих преданий, николиже тех постыдивыйся.
Радуйся, единителю черногорский, вся племена простыми и премудрыми словесы братосотворивый.
Радуйся, учителю, не словесы токмо, но и делы, и всем животом своим злыя уста затворивый.
Радуйся, правдолюбче Христов, в дусе Закона Божия судивый.
Радуйся, бодрый хранителю каноничнаго устроения, от Церкви Христовы лжепастыри отгнавый.
Радуйся, враждующих умирителю, кровную месть ревностно искоренивый.
Радуйся, милосердный архипастырю, всякаго, на путь покаяния обратившагося, прощавый.
Радуйся, богогласная трубо Ноева ковчега, от потопа греховнаго многия спасый.
Радуйся, терпеливый крестоносче, словесное стадо ко пристанищу спасения тщанием приведый.
Радуйся, истинный воине Православныя веры, всяк плевел духовный Евангельскими словесы попаливый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 6
Прият тя, яко своего, богоблаженне Петре, и вся царская Россия, защитница православнаго рода словенска-го. Возлюбив же свою мощную покровительницу и защитницу искреннею любовию, народу сербскому вер-ность всероссийскому царю завещал еси, побуждая и вся православныя народы согласно Господу пети: Алли-луиа.
Икос 6
Просиял еси благодатию Духа и озарил еси зраками поучений своих вся окрестныя страны, духовно соеди-няя расточенныя чада православных словен, священный отче Петре. Тем, дивящеся любви к покровительнице твоей России и единству правоверных христиан, и мы со всеми концы зовем ти:
Радуйся, любовь к царстей России, яко богослов, во Александро-Невстей Лавре умноживый.
Радуйся, к народу русскому во век теплейшую любовь показавый.
Радуйся, о победе русскаго оружия коленнопреклонно Господу моливыйся.
Радуйся, яко и клевету от боляр царских нециих скоро забвению предавый.
Радуйся, власть свою и державу Словеносербскую царю Александру во управление предлагавый.
Радуйся, по званию царя словенскаго, на брань противу врагов христианских шедый.
Радуйся, яко поможением кораблей российских земли приморстей свободу давый.
Радуйся, любве ради к России противу Наполеона воевавый.
Радуйся, яко детскою радостию всякой победе русской радовавыйся.
Радуйся, падение стольнаго града Москвы морем слез оплакавый.
Радуйся, яко до последняго издыхания своего, верность христианскому царю сохранивый.
Радуйся, яко страшною анафемою вся изменники царския к покаянию побудивый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 7
Хотяй смутити покой души твоея, благочестиве Петре, древний змий подвиже на тя самозванца и клевет-ника дерзкаго, архимандрита Стефана, иже тя беззаконно оклевета пред двором и Синодом Русским. Обаче, егда правда твоя, яко полуденное солнце возблиста на Соборе Черногорстем, отступник злобный посрамися, имя же твое в матери России паче прославися, ты же со всею Черною Горою усерднее воспевал еси Господу: Аллилуа.
Икос 7
Новаго тайновидца Божественных откровений показа тя всемощная десница Божия, богоносне отче наш Петре. Непрестанными бо молитвенными воздыханьми, сердце свое исполнив именем Сладчайшаго Иисуса, очистил еси себе от страстных двизаний и соблазнов и нас научил еси звати тебе:
Радуйся, нелицемерною молитвою всяк гордый помысл смиривый.
Радуйся, на воплощеннем Слове Божии дом души твоея возградивый.
Радуйся, на струнех сердца своего краснейшия песни Господу приносивый.
Радуйся, Божественною Литургиею и подвигами добродетелей житие свое преобразивый.
Радуйся, душу и тело нетварным светом Господним тайно просветивый.
Радуйся, смирением своим дугу небесных добродетелей в сердцы своем возсиявый.
Радуйся, Иакову подобно часто с Богом молитвенно бравыйся.
Радуйся, от молитвы не отступавый, дондеже от Творца народу благо испросиши.
Радуйся, Телом и Кровию Богочеловека Христа раны паствы твоя целивый.
Радуйся, на исповедании апостола Петра Церковь Божию созидавый.
Радуйся, апостолу Павлу подобяся, послании своими Черную Гору поучавый.
Радуйся, на небопарныя богословия высоты крилами поста и молитвы возлетевый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 8
Чудное житие твое, Петре богославне, привлече ко скалам Черногорским люди от разных земель. Приемля же всякаго с христианскою широтою и мирностию духа, и враги твоя подвизал еси, блаженне, ко прославлению Бога, Емуже смиренно послужил еси, Тому убо купно с тобою возносим славословие: Аллилуа.
Икос 8
Весь погружен в богомыслие, духоносне отче Петре Цетинский, не попустил еси николиже, да искушения мира сего смутят покой сердца твоего. Обаче, промышляя о всем народе твоем, снизходил еси к немощем чело-веческим, внимая нуждам тех, побуждая нас приносити ти сия похвальныя гласы:
Радуйся, бодрый страже отечества твоего, от всяких обстояний тое избавляяй.
Радуйся, всеправославный молитвенниче, с радующимися радовавыйся и с плачущими плакавый.
Радуйся, человеколюбивый владыко, враги своя возлюбивый.
Радуйся, суеверий истребителю и всякаго неправаго мудрования мудрый отсекателю.
Радуйся, жертвенный пустыннолюбче, иным подаваяй, сам же лишавыйся.
Радуйся, правило веры и образе кротости, смирением своим волки во агнцы претворявый.
Радуйся, умирителю враждующих, вся несогласныя племена во едино собравый.
Радуйся, постниче, монашеский лик чудесы своими прославивый.
Радуйся, Цетиньский пустынниче, Духом Божиим деннонощно над паствою твоею бдевый.
Радуйся, любвеобильный певче, стихотворным искусством житие твое украсивый.
Радуйся, неутомимый трудниче, в поте лица своего хлеб свой снедавый.
Радуйся, непоколебимая котво веры, вдовичиею молитвою непрестанно во врата сердца Иисусова толцый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 9
Вси земли Сербстии, благословенне Петре, в тебе видеша отца и учителя своего, иже, яко друг Божий, имет дерзновение о них пред Богом молитвенно ходатайствовати. Помогая же всем, по мере сил своих, ты ко хри-стианскому согласию вся призывал еси, подвизая вся единым умом и единым сердцем звати Господу: Аллилуа.
Икос 9
Ветии человеческия не возмогают сказати тщание твое, всемудре отче Петре, с нимже народ твой право-славный от врагов от востока и запада Крестом честным и оружием освященным защищал еси. Идеже бо чада твоя брашася за свободу, ты всем был еси слуга во всем добром и честном. Зряще, како душу полагал еси за Бога и ближних, со умилением ти поем:
Радуйся, Карагеоргиевичей сотрудниче, тех на востание противу агарян всем сердцем благословивый.
Радуйся, истинный доброжелателю любимей ти Сербии, юже в песнех твоих материю нарицал еси.
Радуйся, Христов черногорче, всякую победу оружия сербскаго с велиим благодарением Богу ожидавый.
Радуйся, пламенный ревнителю, с Божиею помощию многократы велие вражие войско в бегство обраща-вый.
Радуйся, всех краев Сербских милостивый утешителю, победами своими порабощенныя ободривый.
Радуйся, громогласная трубо Христовы победы, свободу словенскую предвозвестивый.
Радуйся, славо и похвало Цетиньския митрополии, иже Печь Патриаршую в сердце хранивый.
Радуйся, твердейший адаманте, с велиею доблестию со безбожными бравыйся.
Радуйся, в добродетелех прекрасный, Приморие сербское от Наполеона свободивый.
Радуйся, добропобедный Господень ратниче, с воинами своими галлов у Дубровника низложивый.
Радуйся, светильниче ядранский, волки хищныя от древняго Котора изгнавый.
Радуйся, неусыпаемый молитвенниче, Босну и Герцеговину в молитвах своих присно поминавый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 10
Спаса Христа, и на смертнем одре не престал еси молити о пастве своей, угодниче Божий, богоизбранный отче наш Петре. И егда старейшины черногорстии, вкупе с сыновцем твоим, будущим владыкою Радивоем, тужаху, ты тех без утешения не оставил еси, именем Божиим подвизая храбры быти и верность православней России заповедуя, завещал еси тем мир и братское единство. Дивящеся твоей христианстей кончине, от всего сердца зовем Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною смиренных молитв твоих, Петре равноапостольне, вся Черная Гора благодатию ограждается и светлостию украшается, имущи в себе благоуханное твое тело, яже по четырем летом, яко дивный плод Черно-горския земли, явися цело и нетленно. Просвещеннии же благодатию Божиею, изливающеюся на вся, достойно почитающия тя, с любовию приносим ти сия дары:
Радуйся, мироуханный крине духовный, всех христианских стран новоявленная похвало.
Радуйся, небесный вождю Черныя Горы и Брда надежная оградо молитвенная.
Радуйся, пустынный льве и царем земным смиренномудрое памятование.
Радуйся, черногорский княже и архипастырем духовным истиннаго пути указателю.
Радуйся, новопросиявший чудотворче и всех болящих и немощных целителю.
Радуйся, непобедимый боголюбче и православных народов собирателю.
Радуйся, телесных страстей умирителю и богопросвещенных монахов покровителю.
Радуйся, земный Херувиме и ревнителей благочестия истиннаго правило.
Радуйся, сокровищнице Духа Святаго и благочестивых сердец премудрый управителю.
Радуйся, многоплодная лозо винограда Христова и трудолюбивых христиан крепкий помощниче.
Радуйся, праведный лжеучений обличителю и словесных овец пастырю добрый.
Радуйся, неусыпаемый подвижниче и душ человеческих верный путеводителю.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 11
Пение наше побеждается пред величием чудес твоих, преподобне отче Петре, равночисленныя бо звездам небесным песни аще приносим ти, ничтоже совершаем достойно, яже даруеши нам, обаче благодарственно во смирении духа поем Господеви: Аллилуиа.
Икос 11
Светило явился еси, святче Божий Петре, всем блуждающим во тьме греховней, заблудшия на путь правый возвращая и вся отпадшия от веры праотеческия и благочестия чудесы своими на покаяние наставляя, и вся ко славе Божией обращая. Сего ради приносим ти песни благодарения сицевыя:
Радуйся, молитвами твоими Небо к земли приклоняяй, землю же к Небесем возводяй.
Радуйся, егоже благословлял еси, благословен бываше, егоже проклятию предавал еси, проклят бываше.
Радуйся, яко райским мироуханием нетленное твое тело благоухает и вся радости велия исполняет.
Радуйся, яко от всех концев люди к кивоту твоих мощей на всяк день на поклонение притекают.
Радуйся, силою благодати Божией от всякия болезни души и телеса исцеляеши.
Радуйся, Господу Христу подобно рыбу из езера в рыбарския сети чудесно привлекл еси.
Радуйся, судьбу лозы Петровичей ясно предсказавый.
Радуйся, яко и по мнозех летех по преставлении твоем завещанием своим Черную Гору и Россию сбли-жаеши.
Радуйся, обилием любве Божия к собору Петроградских святителей причисленный.
Радуйся, высотам добродетелей христианских современника твоего Серафима Саровскаго подражавый.
Радуйся, пророческим даром исполнен, грядущая, яко по книзе часто читавый.
Радуйся, провидяй рабство, грехов ради народа грядущее, гнев Господень слезною молитвою умягчавый.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 12
Благодать Господню стяжав и дары многия от благочестивых родителей твоих обильно наследовав, Богоосвященне Петре, умножил еси я смирением и труды и не в земли сокрыл еси суетных сластей плотских. Тем благовременную и благодатную помощь испроси и нам, святый заступниче наш, к тебе усердно с верою притекающим, да твоим заступлением осененнии, Богу принесем хвалу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще преславное житие твое, чудный святителю Петре, неотступно просим многомощнаго твоего ко Господу предстательства, буди нам в мире сем крепкий помощник, в скорбех и бедах скорый избавитель, и ус-лыши ны, от всея души на всяк день всерадостно зовущих:
Радуйся, Живаго Бога верный поклонниче и догматов правых истинный последователю.
Радуйся, Отца и Сына и Святаго Духа сладкозвучная цевнице и Божественныя силы освященное миро.
Радуйся, Царя Истиннаго доблий воине и достояния Его добрый защитниче.
Радуйся, по Бозе и Богородице вся наша надеждо и рода Сербскаго небесная наградо.
Радуйся, Пресвятыя Богородицы служителю усердный и ликов Ангельских ближний друже.
Радуйся, горних селений плодородная ветво и Тела Христова процветший кореню.
Радуйся, Безплотных Сил собеседниче и святых Божиих сопричастниче.
Радуйся, Иерусалима Горняго каменю чистый и душ земных восхождение скорое.
Радуйся, Церкве торжествующия певче премирный и Церкве воинствующия верное прибежище.
Радуйся, Едемскаго вертограда смиренный градарю и в мори житейстем мудрый кормчию.
Радуйся, Солнца Правды светлости светильниче и сердец людских пламенное утешение.
Радуйся, Небеснаго Царствия кроткий служителю и народа твоего тихий учителю.
Радуйся, Петре Цетиньский, великий чудотворче.
Кондак 13
О великий святителю и чудотворче преславный, архиерею наш Петре Цетиньский! Милостивно приими сие малое моление, еже в похвалу тебе принесохом, боголюбивому и человеколюбивому заступнику нашему пред Престолом Пресвятыя Троицы. Умоли Господа Бога, да нам недостойным и добродетельми убогим дарует здравие души и телесе, яко да возможем в Царствии Небеснем со всеми святыми Ему вечно пети: Аллилуиа.
Сей Кондак глаголи трижды, посем Икос 1 и Кондак 1.
Молитва
О великий святителю и чудотворче Божий Петре, равноапостольный проповедниче Евангелия Христова, пастырю разумнаго стада Его и столпе Церкве Православныя, неложный народный вождю, учителю и просве-тителю, великий Божий угодниче, приими со свойственным ти милосердием нас грешных, молящихся ти и к твоему всемощному заступлению и предстательству прибегающих.
Молимся ти, испроси нам у Всемилосерд-наго Человеколюбца Христа, Единаго Бога и Спаса нашего, да не помянет беззакония и грехи наша, но да по-милует нас по велицей милости Своей, да нам дарует душевное и телесное здравие, любовь, мир и единение, и вся полезная к вечному животу и спасению, в сердцах наших обнови безсмртную светлость истиннаго богопознания, да вся творим во славу Творца, Спаса и Бога нашего.
О великий святителю и угодниче Христов, Цетиньский чудотворче, пастырю и молитвенниче всего рода Сербскаго и Православнаго, молитвами твоими и небесною благодатию Святаго Духа сохраняй Богом дарованное ти стадо и вси грады, веси и земли христианския от глада, мора, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, братоубийственныя рати и злобы, избави нас от всякия неправды и лжи, от безбожия, неведения, ереси и раскола, испроси нам у Христа Бога покаяние, да будем вси род твой по телеси и духу.
О Великий и Небесный Боже, Альфа и Омего всяческих, Начальниче веры нашея и живота нашего, приими молитвы Своего угодника, владыки святаго, той бо Ти молится за нас грешных и недостойных раб Твоих. Аще бо и Ти много согрешихом, обаче не отступихом от Тебе, Еди-наго Живаго и Истиннаго Бога и Спаса нашего, Емуже подобает от всякия твари всякая слава, честь и поклоне-ние: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Конец Завещания Святаго Петра Цетиньского:
"Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей."
Из полной службы свт. (составленной в Сербской Православной Церкви)
Тропарь, глас 8:
Приидите днесь, о православные, торжественне да возвеселимся, и да увидим всечестныя и прехвальныя добродетели, труды и подвиги, Черногорския страны светильника пресветла, иже во архиереех великаго Петра, достохвальнаго пастыря и учителя: тем же убо в Черногорскую страну сошедшеся днесь песненно да восхвалим: яко бо дивно сотвори Господь его, во святых своих, суща в земли четверолетна, показа нам нетленна: того молитвами, Христе Боже наш, спаси и помилуй души наша.
Кондак, глас 4:
Насладимся вси днесь, божественные о святолюбцы, яко в настоящее время показа нам небо, предивныя и нетленныя мощи чудотворного святителя и таин Божественных строителя Петра, иерарха Христова: тем убо черногорскую звезду пресветлую днесь нам из гроба возсиявшую в песнех возвеличим и яко великаго душ наших попечителя и тепломолитвенника умолим, к нему вопиюще и умильно глаголюще: новоявленне во святых Петре, святителю премудре, черногорская похвало, молим тя, ихже многими труды и подвиги твоими упасл еси и за вся православныя молися во еже спастися душам нашим.
Величание
ВеличАем тя, святИтелю Отче ПЕтре, и чтЕм святУю пАмять твоЮ, ты бо мОлиши за нас ХристА БОга нАшего.
СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по Пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви.
Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Исключение составляет изданная в 1999 году в Российском отделении Валаамского общества Америки книга "Дух святых над Сербией", где помещены краткие данные о нем (но неверно указано название места его подвигов и упокоения). Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и "полудержавных" правителей. А ведь до Октябрьского переворота имя его было широко известно у нас, о нём выходили книги и публиковались статьи в русских православных и славянофильских изданиях. Хочется надеяться, что решение Св. Синода станет первым шагом к восстановлению нашей памяти о святом Петре Цетиньском. С этой целью мы публикуем жизнеописание святителя и перевод статьи о нем собрата Цетиньского монастыря протосингела о. Йована (Пурича).
Святитель ПЕТР Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории(Петр I Петрович-Негош)
(Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице)
Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.
В 1758 году владыка Савва выбрал себе в преемники своего десятилетнего племянника, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя. Призвав его к себе, он сказал: "Прииди сыне ко мне, благодать Всевышнего да почиет на тебе, яко быти тебе народу и отечеству твоему во всем полезну. Со мною же и народ наш возлагает отсель на тя надежду ради своего благополучия. Преблагий Господь да поможет ти быти крин украшаящий горы сия".
Живя в Цетиньском монастыре, будущий Святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.
В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий умер в Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.
Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом.
В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории. В 1773 году Лжепетр был убит своим слугой-греком, подкупленным скадарским пашой. После его смерти в Черногории настали смутные времена и владыка Савва (отодвинутый в тень во время правления Степана Малого) отправляет архимандрита Петра в Россию за помощью. Эта поездка не имела успеха, так как Екатерина II не захотела принять его.
В 1781 году умер столетний митрополит Савва и его преемником стал другой его племянник, нелюбимый в народе Арсений (Пламенац), замещавший владыку во время правления Степана Малого. Через три года он умер и на черногорский престол всем народом был выбран архимандрит Петр.
13 октября 1784 года в соборной церкви в Сремских Карловцах св. Петр был рукоположен сербским митрополитом Моисеем (Путником) в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского.
Получив грамоту о рукоположении, Святитель выехал через Вену в Россию, по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С.Г.Зорича. Еще из Вены Св. Петр писал всесильному князю Потемкину, прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Петербург. Узнав позднее об этом, Екатерина II просила его вернуться, но Св. Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу".
Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в 1785 году напал на Черногорию и сжег Цетиньский монастырь, на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. К счастью, с собой владыка привез картофель, неизвестный до тех пор в Черногории, и это спасло многих черногорцев от голодной смерти.
С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был настоящим бичом в Черногории. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию, где принимали ислам. Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи.
В 1796 году Махмуд-паша Бушатли вновь напал на Черногорию. 1 июля на скупщине в Цетинье главари всех племен подписали договор, названный "Стега" ("Сплочение"), в котором поклялись помогать один другому и "пролить кровь свою за христианскую правую веру". 11 июля у селения Мартиничи черногорцы под предводительством своего владыки разбили турок. Сам Махмуд-паша был тяжело ранен. Св. Петр оценил эту победу как "чудо от самого Господа Бога совершившееся, которому славу и хвалу приносим".
Но поражение не научило Махмуда-пашу, который в сентябре того же года снова вторгся в Черногорию. 22 сентября 1796 года у села Крусы черногорцы в упорном бою, длившемся весь день, вновь разгромили турок, а Махмуд был убит и голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.
Победы при Мартиничах и Крусах открыли новую страницу в истории Черногории, которая добилась фактической независимости. Изменилось отношение к черногорцам и у российских императоров. Получив известие о победе над турками, императрица Екатерина II (незадолго до своей смерти) наградила Св. Петра орденом Св. Александра Невского с бриллиантами, который был послан в Цетинье уже Павлом I вместе с Георгиевскими крестами для отличившихся. В 1799 году этот российский император, ценивший черногорцев за рыцарство, назначил ежегодную субсидию для Черногории.
В 1797 году пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье (Бока Которская и Будва) отошли к Австрии. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к св. Петру за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности Браичи, Побори, Майну и установил там гражданское правление.
Появившийся вскоре австрийский генерал Бради поставил над православными Боки другого владыку. Австрийцы хотели захватить монастырь Майна (давнюю резиденцию черногорских митрополитов), чтобы превратить ее в свою крепость. Но народное вече, созванное св. Петром, не позволило им это сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Майна и Станевичи и получили такой ответ: "Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь".
18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии "Законник Святого Петра I". (Вторая часть этого законника была принята на скупщине в Цетинье 17 августа 1803 года). Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей Св. великомученика Пантелеймона. В 1798 года св. Петр учредил первое черногорское правительство "Кулук".
В 1804 году недруги Петра I оклеветали его перед русским императором Александром I, который послал в Черногорию графа Марка Ивелича (уроженца г.Рисан в Боке Которской) и черногорского посланника при русском дворе архимандрита Стефана Вучетича (хотевшего занять место владыки). Ивелич и Вучетич привезли с собой письмо Священного Синода, который выдвигал против митрополита и его секретаря Долчи тяжкие обвинения и требовал явиться ему на суд в Петербург. Но черногорцы встали на защиту своего архиерея и, собравшись в Цетинье 1 мая 1804 года на Скупщину, написали письмо русскому царю, в котором отвергли несправедливые обвинения против св. Петра и просили царя прислать другого посланника, русского происхождения, чтобы он мог беспристрастно во всем разобраться. Новый русский посланник в Боке Маузерский убедился в ложности обвинений против святителя. 16 августа 1804 года митрополит Петр и черногорские старейшины поклялись на верность России. Добрые отношения между двумя странами были восстановлены, что было важно для них перед надвигающейся опасностью со стороны наполеоновской Франции.
В 1805 году Австрия уступила Франции по Пресбургскому договору Боку Которскую. Жители Боки, не согласившись на французскую оккупацию, послали за помощью к митрополиту Петру в Цетинье и русскому адмиралу Д.Н. Сенявину на остров Корфу. В феврале 1806 году русские корабли и черногорские отряды заняли Будву и города Боки. В Савином монастыре в г. Герцег-Нови св. Петр (в присутствии русского посла Степана Санковского, генерала графа Ивелича и командира отряда русских судов) освятил новые флаги бокезских городов.
Весной 1806г. Сенявин с моря, а Петр I с суши заперли французов в Дубровнике. 25 мая и 5 июня русские и черногорцы одержали победы над наполеоновскими войсками у этого города. В сентябре 1806г. соединенные отряды русских (под командованием генерала Попандопуло) и черногорцев (под предводительством владыки) разбили маршала Мармона (которому помогал боснийский визирь). Был взят в плен французский генерал Бове.
26-27 ноября 1806 года адмирал Сенявин захватил остров Корчулу. В этом сражении особо отличился брат митрополита Савва, награжденный русским орденом Св. Георгия 4 степени. Самому Петру I император Александр I пожаловал белый клобук с алмазным крестом.
Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту св. Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он обратился в 1806г. к русскому царю. Но поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807г. привело к Тильзитскому миру, по которому Александр I уступил Боку Которскую Наполеону.
Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В 1808г. маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у Петра I и передал ее своему ставленнику Бенедикту Кралевичу. В августе 1808г. 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. (Этим событиям посвятил свое стихотворение "Бонапарт и черногорцы" А.С. Пушкин). В 1812г. черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками. А в сентябре - октябре 1813г. Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря 1813г. генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор. На скупщине в бокезском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.
В 1814г. Петр I обратился к Александру I принять соединенные Черногорию и Боку под покровительство России, но император просил черногорцев оставить Боку, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. И Святитель, скрепя сердце, подчинился воле царя. 1 мая 1815г. черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю. (В конце 1899г. великий князь Константин Константинович, побывавший здесь, в своих стихах так охарактеризует эти события:
...В ту пору чуждые народы
Русь избавляла от цепей,
Мы блага мира и свободы
Им расточали все щедрей;
И только братьи соплеменной
Единоверная страна
Державе алчной и надменной
В угоду нами ж отдана...
Где кровь твоя лилась ручьями,
В сердца твоих прибрежных сел
Вцепился жадными когтями
Двуглавый Австрии Орел...
Лишь после первой мировой войны Которская бухта вернётся под сербское правление, а в 1920г. здесь вновь появятся русские корабли, но уже с остатками армии Врангеля и русскими беженцами.)
Вскоре для Черногории настали тяжелые времена. Австрийцы часто закрывали для черногорцев доступ в Котор, через который шло снабжение продовольствием, а Александр I не выдавал установленную его отцом ежегодную субсидию. Население постоянно увеличивалось за счет бежавших из Герцеговины от турецких притеснений православных семейств. В 1817 году наступил страшный голод, продолжавшийся несколько лет. Часть черногорцев, спасаясь от голода, поступила на австрийскую военную службу; многие пытались самостоятельно переселиться в Россию. В 1822 году голод повторился вновь.
Но, несмотря на тяжелые испытания Св. Петр продолжал собирание сербских земель. В 1820 году к Черногории был присоединен освободившийся от турецкого ига район реки Морача с задушбиной династии Неманичей - прекрасным Успенским Морачским монастырем.
Взошедший в 1825 году на русский престол Николай I повелел выдать задержанную с 1814 субсидию Черногории (за все годы). Помощь из России помогла черногорцам пережить голодный 1830 - последний год жизни владыки.
Вечером 17 октября 1830 года (накануне дня Св. Луки) Петр I призвал своего секретаря Симу Милутиновича и продиктовал ему свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником своего племянника Радивоя (Раде) - будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. Заканчивалось завещание такими словами: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей." (перевод П.А. Кулаковского, 1896г.). На следующий день, - 18 октября, на 81 году жизни и 46 году архипастырского служения, Святой Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления. "Молись Богу и держись России" - сказал он своему юному племяннику перед смертью. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в монастырской церкви.
Ровно через 4 года - 18 октября 1834г. - по повелению Петра II был отворен гроб и открыты нетленные мощи святителя. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви монастыря. Тропарь и Кондак были написаны сразу после прославления. Службу и краткое житие написал митрополит Сербский Михаил (отпечатаны в Москве в 1895г.).
В честь Цетиньского чудотворца стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844г. Петром II, в которой он завещал себя похоронить. (Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972г., и вместо неё был сооружён языческий мавзолей. С этим кощунственным актом верующие люди связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979г., эпицентр которого находился в Черногории.) И в наши дни в Прчани близ Котора строится храм св. Петра Цетиньского (наподобие Ловченского), а в далекой Германии, в Дортмунде местные православные сербы освятили часовенку в его честь.
Чудеса св. Петра Цетиньского
Однажды арнауты (албанцы), собравшись в большом количестве, напали на черногорское село Салковину, где было очень мало защитников. В решающий момент сражения, когда арнауты кинулись на черногорцев всеми силами и последним грозила неминуемая гибель, впереди черногорцев появился всадник на белом коне. Один из албанцев подскочил к нему и дважды выстрелил в него, но всадник остался невредим, а из него ударило зеленое пламя, от которого арнаут побежал, крикнув своим: "Напрасно биться, когда перед черногорцами св. Петр". За ним бежали и остальные албанцы.
После этого события, когда переменяли одежды на святом, башмаки его оказались полны песку. Значит, он действительно выходил из гробницы.
17 октября 1888 года (накануне дня св. Петра Цетиньского) у с. Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством св. Петра. Указом черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день св. Петра Цетиньского ежегодное празднование чудесного спасения царской семьи.
Перевод с сербского и составление Олега Кузеванова
СВЯТОЙ ПЕТР ЦЕТИНЬСКИЙ:ЧЕРНОГОРСКИЙ "ЧЕЛОВЕК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Этим "летом Господним" (2000 г.) исполняется 170 лет со дня упокоения св. Петра Цетиньского Чудотворца. Это хороший повод для того, чтобы более серьезно поговорить об этом "человеке тысячелетия в Черногории". Именно сегодня нам необходимо, как никогда, молитвенное заступничество всех святых. Находясь близ мощей черногорского святителя (автор статьи - собрат Цетиньского монастыря, где почивают мощи свт. Петра - прим. переводчика) и видя, в каком состоянии находится народ, распятый всеми, изнутри и снаружи, самое время поговорить о человеколюбии и милосердии святого Петра Цетиньского.
Святой апостол Павел призывает нас духовно и молитвенно вспоминать своих учителей в вере: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр 13, 7). Потому и надо вспомнить божественное человеколюбие святого Петра, которое проявилось в его земной жизни и впоследствии проявляется в его чудотворении в Церкви. Он был Божий человек: исполнен любви и милосердия, исполнен боголюбия и человеколюбия. Так он исполнил две евангельские заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, чему нас учит святой отец наш Савва в своей Жичской проповеди о настоящей Вере: "Ни забота о жизни без подлинной веры в Бога, ни последовательное исповедание веры без добрых дел не могут привести нас к Господу, но пусть все это будет вместе, "да будет Божий человек совершенен" и не обладает ни одним недостатком. Ибо вера спасает тогда, когда в Боге с любовью творит добрые дела".
Эту святосавскую веру и любовь в делах имел и святой Пётр. Имея, прежде всего и превыше всего любовь к Богу с ранней молодости, в такой же степени он показал веру и любовь к ближнему в своём пастырском труде. Любовь к Богу кратко описана в житии св. Петра: "Его ум с детства был устремлен и утверждён в целомудренности, которая была корнем его последующей святой смелости перед Богом и людьми и его богоносного здоровья". Ведя добродетельную жизнь, всегда он имел перед собой Закон Любви Божьей, каковая есть суть Бога Живого. О том и апостол Павел говорит: "Кто отлучит нас от Любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим. 8, 35). Любовь Св. Петра к Богу одновременно устремлена и к человеку, так как любить человека значит любить Лик Христа в человеке. Этот евангельский идеал осуществили святители, поэтому нам так дороги наши горячие молитвенники перед Богом.
ВЫСЕЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ТВЁРДОМ КАМНЕ
Святители носили рай в себе и своим примером служили своему народу. Мы видим, как святой Петр в тяжелые и тягостные для черногорцев времена буквально высекал и ваял характер в камне. Как смиренный и терпеливый "пастырь добрый", который "полагает жизнь свою за овец" (Иоанн, 10, 11), призывал он и предостерегал, предупреждал об опасности, упрекал и стыдил, как и все святые нашего народа. Он "изгонял словами, а не кулаками", однако всегда в тяжелые времена набегов врагов вёл черногорцев в борьбе за веру и отечество. Известно, что сильные духом никогда не идут на компромисс со злом, а именно таким и был св. Петр Цетиньский. Он выступал против политиканства и приспособленчества, против отречения от собственного мнения. Своим пастырским примером он будит нас "голосом пастыря" (Иоанн, 10, 3-4) и предостерегает об опасностях процветания и прогресса
…
Вослед святителю Иоанну Златоуст, св. Петр морально обличал свое поколение в письмах и посланиях. Однако это морализаторство по существу являлось проповедью Новой жизни во Христе. Его жизнь, как уже было сказано, с самого начала являлся доказательством веры. Разумеется, св. Петр Цетиньский постоянно подтверждал свою веру делами милосердия и любви. При этом он являлся великим борцом за правду и справедливость, подобно святителю Николаю Чудотворцу. Интересовался живыми людьми и их проблемами. Как истинный пастырь, проповедовал весьма строго, всегда чувствуя огромную ответственность за свое стадо. У святого Петра никогда не оставалось времени для самого себя, так как, по словам апостола гимна любви "любовь не ищет своего" (1 Кор 13, 5).
Эта великая святительская любовь проявлялась в его заботе о бедных. Церковь на протяжении истории всегда голосом своих пастырей разоблачала нравы человеческого общества, его суровую и страшную несправедливость. Поэтому там, где Дух Божий, существует и истинная Церковь, а значит и, гонения, по словам Святых отцов. И мы сегодня являемся свидетелями этой горькой реальности жизни. Осуждая самих себя за эгоизм и холодность, люди Церкви стремятся продемонстрировать сострадание и милосердие в отношении всех без различия. Этот пример божественного человеколюбия мы видим и у святого Петра, о чем пишет его биограф: "Особенно святой заботился о бедных. Так в его посланиях мы читаем, как он защищает некоего бедняка Петра Попадича от разорения, ибо тот кормил не только свою семью, но и сирот своего брата".
МИЛОСЕРДИЕ КО ВСЕМ
Как когда-то в давние времена святой Иоанн Златоуст обличал богатство храмов, так и святой Петр, чтобы помочь бедным, продавал или обменивал на хлеб ценные вещи. "Он плакал с плачущими, сиротствовал с сиротами, делился с каждым тем, что имел, ободрял, вдохновлял верой, утешал, молил беречься болезней, закладывал свои монастырские вещи, чтобы в голодные годы покупать зерно для бедных". Св. Петр следовал проникновенным словам святителя Иоанна Златоуста: "Если вы желаете воздать честь Христу, делайте это тогда, когда видите его нагого, в образе бедняка в лохмотьях. Никакой пользы нет в том, если вы приносите драгоценные дары в храм, а Христа оставляете на улице терпеть холод и наготу. Нет пользы, когда храм полон золотых сосудов, а Христос голодает. Вы делаете золотые потиры, но не можете предложить чашу воды жаждущим. Христос как бездомный, чужестранец скитается и просит милостыню, а вы, вместо того, чтобы принять его, делаете украшения". Эти слова святителя Иоанна Златоуста актуальны и в наши дни, поэтому совсем не удивительно, что св. Савва и св. Петр следовали его примеру.
Иоанн Занара (XII в.), комментируя 45 (83) канон Карфагенского собора, пишет: "Епископы должны не только учить людей, но защищать их, терпящих несправедливость, бороться, не жалея сил". Иначе говоря, епископам необходимо слушать того, кто смиренно и с любовью к Церкви предупреждает о случаях неподобающего поведения некоторых людей Церкви. Нужно иметь в виду, что и св. Петр обличал, например чрезмерное прославление "крестной славы" (праздник у сербов в честь святого - покровителя семьи, рода - прим. переводчика.) богатым пиршеством, что часто приводило к обнищанию. Самое худшее - это появление нищеты вкупе с завистью и грабежами, с кровной местью, которую искоренял святой Пустынник Цетиньский. Так, и в наши дни в газетах пишут, что люди скоро начнут "угрызать" один другого из-за социальной несправедливости в Черногории. Подобно св. Петру, наш Патриарх, Его Святейшество Павел, когда мы славим многие праздники, просит нас воздержаться от чрезмерных пиршеств. Известна его отеческая просьба: "Сколько нас, людей Церкви, и сколько раз заходили мы в приюты, дома, больницы, чтобы ежедневно проявлять свою заботу о них? Если бы я мог, Воскресший Бог мне свидетель, я бы стоял перед церквами, больницами, роскошными банкетными залами и сам просил бы милостыню за наших страдающих братьев, сестер и детей"("Молитвы и мольбы", Белград, 1996 г.)
БЛАГОДАТНАЯ И МИЛОСТИВАЯ ДУША
Но, вернемся к примеру божественного человеколюбия св. Петра, которое вдохновляет нас поступать так же. Достойнейшими для нас являются те святители, которые учат нас, говоря о тайнах Евангелия, о божественных истинах и добродетелях. Основа, фундамент деятельности св. Петра на Ниве Господней - это его благодатная и милостивая душа. Святой Петр, проповедуя о всемилостивой христианской любви, всегда говорит о вере и истине. Потому он и является "правилом Веры и образом кротости", а не сентиментальным оптимистом. Сегодня многие трубят и говорят о "деятельной любви": говорят и атеисты, и западные христиане. Существует множество гуманитарных организаций, служащих своему "земному" богу. Во имя предотвращения гуманитарной катастрофы уничтожается европейский народ, оккупирована святая земля его славных предков. Все это ведет лишь к увеличению числа бед и страданий. В свое время Петр Цетиньский обращался с просьбой к черногорцам (1822г.), так же поступает и его сегодняшний наследник на троне черногорских митрополитов. Завершая это скромное изложение, приведем отрывок той просьбы Чудотворца Цетиньского:
"Я знаю ваше бытие и положение, вашу нищету, однако она (Печская Патриархия - прим. о. Йована) - это Сербская Церковь всего славяно-сербского народа и мать всех сербских Церквей, в которой служили наши Патриархи и которую защищали наши цари. Поэтому, любезные братья, не отказывайтесь от посильной для вас милостыни и помощи этой святой обители, чтобы собрать ее и сохранить от разорения. Храни вас Бог от всякого зла, беды и напасти".
Что сказать после этих слов и деяний св. Петра нынешнему поколению черногорцев? Мы, люди Церкви, знаем только, что единственная наша обязанность - говорить правду и страдать за нее. Долг епископа, по словам М. Петровича, "своим примером напоминать ветхозаветных пророков, своим мнением последовательно проводить в жизнь науку Христову, подражать апостолам и отцам Церкви, с любящим сердцем поить жаждущих, кормить голодных, одевать оборванных, давать отдых уставшим, защищать изгнанных, советовать богатым считать нищих своими братьями". Так поступал и св. Петр Цетиньский, который своим богозаповеданным человеколюбием помогает нам понять значение и важность милосердия.
Единственным вопросом на Страшном Суде будет следующий: "Были ли мы по-христиански милосердны?". Дай, Боже, чтобы мы смогли повторить за блаженным Августином: "Братья мои, я не желаю спастись без вас".
Газета Сербской Православной Церкви "Православле", № 793, 1 апреля 2000г.
http://www.spc.org.yu/Pravoslavlje/
Протосингел о. Йован (Пурич)
Перевод с сербского Ольги Лысенко и Олега Кузеванова