Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы нарицаемой «Зиновинская»

По благословению митрополита Винницкого и Могилев-Подольского МАКАРИЯ

Тропарь, гл. 4
Приидите, святое целование принесем Зиновинскому образу Пресвятыя Богородицы и сокрушенным сердцем велегласно возопиим: отверзи, Мати, дивныя очи Твоя и на чад собранных призри, твою икону славящих честно.

Кондак 1, Глас 8
Богоявленный покров всех скорбящих и грехми обремененных, Царицу нашу преблагую, паче естества и слова Единородное Божие Слово рождшую, пением молебным ублажим:
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Икос 1
Хотя благословение исцеляющее на верныя люди Твоя излияти, явила еси чудную икону Твою, «Зиновинская» именуемую, да веи, благодать изобильную от нея приемлющии, благодарным сердцем Богородице воспоют:
Радуйся, Пренебесная, Нетленная, Чистая;
Радуйся, Невместимаго всеми вместившая.
Радуйся, Небес Царя Бога рождшая;
Радуйся, Святая святых большая.
Радуйся, Сыну Твоему и Богу сопребывающая;
Радуйся, преславно с Богом царствующая.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 2
Издревле род христианский Твоим предстательством щедро снабдевая и просвещение, исцеление и воспитание чрез чудотворныя иконы Твоя ему даруя, благоволила еси, Богородице, землю Подольскую посетити и всех в ней сущих к пению таковому подвигнути: Аллилуиа.

Икос 2
Видя некая раба Божия свет духовный, в дому ея от пречистаго образа Богородицы многажды исходящий, священника и народ Божий о сем извести, да явлен будет миру цельбоносный лик Твой, егоже зряще возопиим:
Радуйся, Дево Мариам, приятное Богу имя и существо;
Радуйся, преукрашенная благодатию Мати Божия и Царице.
Радуйся, огнь Божества во чреве неопально приимшая;
Радуйся, смертных естество обожившая.
Радуйся, чистая Слова Питательнице;
Радуйся, живоприемный Источниче.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 3
Возсия в сердцах христианских Твоея благодати нетленный свет, мысленныя очи душ наших освящающий, страх блаженных заповедей Христовых в нас влагающий и со умилением пети научающий: Аллилуиа.

Икос 3
Многоразличныя исцеления источаше чудотворная икона Твоя, Богомати, по пренесении ея во святый Божий храм, болящии бо сердцем, умом и телом облегчение в недузех, очищение в чувствиих и смирение в мыслех обретаху, велегласно к Тебе взывающе:
Радуйся, огненосная Купина;
Радуйся, достохвальный Кивоте Божия завета.
Радуйся, златая Стамна, в ней же манна небесная - Христос соблюдеся;
Радуйся, честный Сосуде, в нем же евангельский многоценный бисер обретеся.
Радуйся, неоранная Земле Господня, израстйвшая нам Клас живота;
Радуйся, светоносный Свещниче незаходимаго Света.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 4
Яко венцем пресветлым, Пречистая Богородице, иконою Твоею Церковь Христова обогатися, и ликует, о таковом духовном сокровище вопиющи Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Явила еси сугубую Твою милость, чадо малое, Даниила, от разслабления внезапнаго исцеливше, темже и славу сугубую новоявленной иконе Твоей снискала еси, пред неюже, вернии, умиленно возопиим:
Радуйся, диадимо честная божественныя славы;
Радуйся, надеждо известная и христиан похвало.
Радуйся, Лествице небесная, восходящая от земли к Престолу Божию;
Радуйся, Горо Господня, покрывшая небеса добродетелию.
Радуйся, о неисчерпаемый кладенец милосердия;
Радуйся, о безмерная глубино любве.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 5
Обетование данное Небесной Владычице исполняя, благодарственно возопи благочестивый родитель: «Приими, Всеблагомощная, чадо мое под покров Твой и буди ему Поручница к Рожденному из Тебе, Емуже присно взываем: Аллилуиа.

Икос 5
Живый под покровом Пречистыя исцеленный отрок пламенную любовь к Ней возымел есть и, восходя от силы в силу неизреченным Владычицы милосердием, архиерей Божий бысть, истово же работая Матери-Церкви, житием своим Христа Господа и Богородицу прослави, выну вопия:
Радуйся, Богородице Дево, проповедание мое;
Радуйся, Всесвятая Госпоже верных.
Радуйся, Сына и Слова раю словесный;
Радуйся, Преславный Граде Господень.
Радуйся, Дивная Колеснице Божия;
Радуйся, Красото земли преизобильная.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 6
Всяческая исполняются святости, егда благословение Твое, Богомати, прияти сподобятся. Такожде и архиепископ Модест, о славе Твоей поревновав, к славе святителя Христова вознеслся есть, вразумляя всех верных прославляти Бога: Аллилуиа.

Икос 6
Память святую храня о неизглаголаннем чудеси своего исцеления, возымел есть владыка Модест желание неотступное храм Божий во славу Пресвятыя Троицы и Богоматери во отечествии своем воздвигнути, да вси входящии вонь дивный образ Пречистыя возмогут узрети и умиленным сердцем пред ним возопити:
Радуйся, чудная Божия Палато;
Радуйся, земли и неба Всецарице.
Радуйся, Неоскверненная и Девственная, из Неяже создася новый Адам;
Радуйся, Книго таинственная, в Нейже написася Божие Слово.
Радуйся, Одре честный, святый и Богоприемный;
Радуйся, Образе, промыслом Всемогущаго благосоделанный.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 7
Тайная человеческая ведый Един благоволил благочестивому желанию архиерея явным стати и велелепному храму во имя Пресвятыя Троицы воздвигнутым вскоре быти, мы же таковому о нас Божию смотрению радующеся, воззовем: Аллилуиа.

Икос 7
Возсия всему краю Подольскому свет спасения от пречуднаго образа Твоего, Богомати, егда в ризу позлащенну одеяна предстала еси сердцам молящих Ти ся в новоосвященнем храме и благодарственно поющих:
Радуйся, Сладчайшаго Сына Сладчайшая Мати;
Радуйся, Прибежище великое и Похвало верным.
Радуйся, Саде заключенный, идеже Древо жизни и безсмертия;
Радуйся, Источниче запечатленный, в немже поток сладости всенеизреченныя.
Радуйся, Вместилище умныя святыни;
Радуйся, Подательнице божественныя благостыни.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 8
Воистину сокровище небоявленное всему краю Подольскому бысть икона Твоя, Владычице, многолетне бо на стражи благочестия народнаго непоколебимо предстоящи, многих научила еси пети Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Хотя на икону Пречйстыя Целительницы своея присно взирати и благодарственныя мольбы пред нею возносити, повеле благочестивый владыка списание честнаго образа Зиновинскаго сотворити, да неотступно пребудет с ним благословение Божия Матере, Юже велегласно воспоим:
Радуйся, надеждо наша, покрове и веселие;
Радуйся, от вражиих нахождений ограждение.
Радуйся, падшим возстание;
Радуйся, унывающим радование.
Радуйся, заблуждшим наставнице;
Радуйся, болящим посещение и исцеление.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 9
Дивный свет исходиша от иконы Твоея, Владычице, егда храм, в немже пребывати благоволила еси, зело от безбожник лютых поругаем бываше. «Внемлите себе, человецы, - безгласно лик Твой взываше, - покайтесь и возопийте Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Скорбя о тьме духовной, еюже земля наша во времена гонений на веру Христову объята бяше, изволила еси, Владычице, икону Твою в дому благочестивом сокрыти, да не умолкнут никогдаже пред нею похвалы сицевыя:
Радуйся, Пучино разума и благодати;
Радуйся, Бездно неистощимыя светлости.
Радуйся, Цвете веры неувядаемый;
Радуйся, Жезле Ааронов дивно прозябший.
Радуйся, златая молитвы Кадильнице;
Радуйся, за род христианский вечная Предстательнице.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 10
«Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» - сбытие священных словес сих зряще, приидите, вернии, поклонимся Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, паки и паки безверие и безбожие поправшим, и ликующе воспоим: Аллилуиа.

Икос 10
Новое чудо явила еси, приснорадованная Владычице, егда у лика Твоего честнаго, со смеженным взором изображеннаго, внезапу очи отверзостеся. Мы же, таковому дивному знамению внимающе, принесем Богородице жертву воскликновения:
Радуйся, плоть Спасителю от Своих кровей исткавшая;
Радуйся, единаго Царя миру явившая.
Радуйся, Врача всех человеков рождшая;
Радуйся, тьму греховную разрушившая.
Радуйся, пламень многобожия угасившая;
Радуйся, путь к Вечной Жизни нам указавшая.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 11
Приспе день светлаго торжества, егда сокровенная чаяния верных раб Твоих, Приснодево, исполнися: чудотворный образ обретеся и в храм Божий со славою возвратися, да вси, упование в Тебе, Богомати, имуще, с верою к нему припадают и со слезами вопиют: Аллилуиа.

Икос 11
«Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, многоболезненных душею и телом», - народ Божий, верою в предстательство Твоё движимый, вопиет, никтоже бо тощь от Божией Матере отходит, но всегда благодарственно поет:
Радуйся, от всякаго вражия пленения скорое свобождение;
Радуйся, всечудное человеков к Богу примирение.
Радуйся, душепагубныя скверны попрание;
Радуйся, сердец наших очищение и обновление.
Радуйся, страждущей плоти нашей врачевание;
Радуйся, душ наших победоносное спасение.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 12
Благодать Божия, обильно на икону Твою, именуемую Зиновинская изливаемая, неизреченно влечет к ней всех жаждущих от Госдода облегчения, исцеления и страждущей души спасения. Всякий бо от нея по вере своей приемлет и благодарственно о Тебе, Всеблагая, вопиет: Аллилуиа.

Икос 12
Светозарными лучами знамений и чудес немерцаемо сияет святая икона Твоя, Богомати, землю Подольскую многолетне от напастей и бед покрывая и народ ея к покаянию и благочестию призывая, темже убо молим Тя, Царице Небесная, да достойни явимся и ныне неисповедимых Твоих милостей и благохвально возопиим:
Радуйся, Ты еси крепость наша и утверждение;
Радуйся, Ты бо еси нам святое ограждение.
Радуйся, Ты еси источник нашего исцеления;
Радуйся, Ты бо еси начало истиннаго покаяния.
Радуйся, Ты еси ходатаица нашего прозрения;
Радуйся, Ты бо еси подательница любви и смирения.
Радуйся, Владычице Зиновинская, духовныя очи наша отверзающая.

Кондак 13
О, чудная и высшая всех тварей Царице Богородице, честнейшая воистину херувим и славнейшая без сравнения серафим! Се в руце Твои предаем отягченнии грехом души наша, Ты нас взыщи, Ты нас защити, Ты нас утеши и Своею пламенною молитвою двери Божия милосердия отверзи о Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Сей Кондак глаголи трижды и паки первый Икос и первый Кондак.

Молитва
О, Пренепорочная Приснодевствующая Богомати, мира христианскаго похвало и земли Подольския неотступное утверждение, благодарим Тя, яко сподобила еси нас недостойных причастниками быти неизглаголанных чудес Твоих. Отверзи убо очи мысленныя сердец наших, во еже всегда неложно зрети нам правдивую стезю жития христианскаго и непоколебимо ею шествовати. Укрепи наша стопы, чувствия наша сиянием благодати Твоея просвети, волю ко исполнению заповедей Христовых направи, разум покаяния и благодарения исполни и неотриновенных нас сотвори во вся дни живота нашего от Матерния Твоея чадолюбивыя милости, да выну кимвалами чистых устен хвалим, благословим и величаем благодатную Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

Милостию Божией составил священник Олег Кожушный

Кондак Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Под Твою милость пребегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорби, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная.
Пресвятая Богородице спаси нас!

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Чудо исцеления отрока Даниила
Чудотворный образ села Зиновинцы предположительно можно отнести к началу 17 века. По своему изводу он относится к редкой и почти не встречающейся в украинских иконах иконографии Богоматери — «Воспитание», а также «Аравийская». Из истории святыни известно, что икона написана простым благочестивым жителем села. Можно предположить, что это был искусный иконописец, т.к. образ исполнен на высоком художественном уровне. Редкая иконография и закрытые глаза Богоматери свидетельствуют, что Зиновинский образ написан по особому Божьему промышлению. К сожалению, предание не сохранило для нас историю создания иконы Кожухова. От этой иконы она по ночам не раз видела свет, а потому, считая её благодатной, находит себя недостойной иметь её у себя в доме и передала образ в Зиновинский храм о.Николаю.
По перенесении сей иконы в Зиновинский храм от неё были благодатные исцеления разных больных». Чудотворный образ Богоматери находился в алтаре Иоанна-Богословского деревянного храма, построенного жителями Зиновинец в 1758 году.
Известной по всему Подолью и за его пределами икона стала после исцеления по молитве к ней отрока Даниила — сына настоятеля Зиновинского храма о. Константина Стрельбицкого. Об этом мы узнаем из проповеди священника Николая Смирнова, напечатанной в «Подольских Епархиальных Ведомостях» №35, 1893 года: «Особо благодатной силой просиял сей образ при достойных архипастырях о. Николае Шайдевиче и о. Константине Стрельбицком. По их горячим молитвам от сего образа совершались многие и великие чудеса. Многие старожилы до сего времени вспоминают, как в былые дни около храма сего целый год стекались люди с разных сторон и много болящих, а еще более бесноватых здесь получали исцеления по молитве перед образом Богоматери и после окропления святой водой…
Особо памятно чудо исцеления отрока Даниила.
В возрасте пяти лет утром на новый год отрок Даниил по Божьему попущению получил паралич, от чего вдруг лишился языка, правой руки и ног. После того, как были использованы всевозможные средства, кои нисколько не облегчили болезни, отец кладет больного сына переде образом Богоматери в алтаре со словами: «Матерь Божия, исцели сына моего, если он выздоровеет, я отдам его Тебе на службу». Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Святых даров, отер лик Богоматери, а после — лицо и голову своего сына. И — о неизреченное Владычицы милосердие — вечером того же дня отрок стал совершенно здоровым. С сего блаженного и достопамятного времени Пресвятая Владычица возжгла в нем горячую любовь к Себе, приняла его под свое небесное покровительство и всегда чудесно направляла и охраняла различные пути его жизни, возводя его от силы в силу…».
После чудесного исцеления вся жизнь Даниила была посвящена Богу и Церкви. В возрасте 24 лет, по окончании Каменец-Подольской духовной семинарии, Даниил принял монашеский постриг с именем Модест в Свято-Троицком монастыре Каменец-Подольского. Здесь, в монастыре, главным его послушанием было обучение певчих архиерейского и семинарского хоров. Через год епископом Подольским и Брацлавским Ельпидифором он был посвящен в сан иеромонаха. Желая продолжить свое духовное образование, Модест (Стрельбицкий) в возрасте 26 лет стал студентом Киевской Духовной Академии, а через несколько лет после окончания Академии получил степень магистра богословия. Искренне трудясь на благо Церкви, иеромонах Модест, а впоследствии архимандрит, потрудился во многих епархиях. Он был широко известен как проповедник, педагог, воспитавший многих священников, и церковный писатель, издавший труды «О церковном октоихе», «Григорий Палама — митрополит Солунский», «Предание о проповедничестве св. Иннокентия, епископа Иркутского» и многие другие.
10 апреля 1877 года в возрасте 54 лет архимандрит Модест был хиротонисан в епископа Екатеринбургского в Санкт-Петербургской Свято-Троицкой церкви Александро-Невской Лавры.
Всю жизнь архиепископ Модест сохранял в сердце своем память о неизреченной милости Богоматери, даровавшей ему чудесное исцеление. В благодарность о чуде, во многом определившем его дальнейшую жизнь, владыка принял решение построить величественный храм в родном селе. А поскольку с давних времен особое стечение богомольцев к чудотворному образу происходило на праздник Святой Троицы, будущий собор посвятили Живоначальной Троице.
Новость о том, что в селении будет построен новый храм, селяне восприняли с большим воодушевлением, т.к. старинная деревянная трехкупольная церковь к тому времени была уже довольно ветхой. В 1890 году на приходском кладбище над могилами родителей преосвященного Модеста была совершена закладка собора. В его основание вложили серебряный крест с мощами святых и несколько камней с Елеонской горы в кипарисовом ящике.
Строительство храма продолжалось пять лет. Из дальних мест привозились редкие материалы. Каменный собор украсили изящными карнизами и пилястрами. На куполах засияли величественные золотые кресты, на колокольню были подняты 11 колоколов, отлитых в Москве, самый большой из которых весил 1200 кг. Многие благотворители помогали архиепископу Модесту в создании и благоукрашении собора. Афонские монастыри передали свой особый дар — списки святогорских чудотворных икон Богоматери. Духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Варнава пожертвовал большой иконостас. Над росписью собора трудилось пять иконописцев под руководством Почаевского иеромонаха Паисия, известного в 19 веке иконописца. По своей архитектуре храм был близок сохранившемуся до нашего времени Житомирскому кафедральному собору и имел два придела: главный — в честь Пресвятой Троицы и малый теплый в честь Покрова Божией Матери.
В 1895 году собор был ос вящен архиепископом Модестом и преосвященным Димитрием, епископом Подольским; им сослужил наместник Почаевской Лавры архимандрит Филарет. В этот же день чудотворный образ Зиновинской Божией Матери крестным ходом перенесли в новый собор и установили в изготовленный для него золоченый резной киот. Икону покрыли дорогой сребропозлащенной ризой, украшенной драгоценными каменьями. В день освящения храма архипастыри заповедовали потомкам свято хранить чудотворный образ в Свято-Троицком храме.
Архиепископ Модест (Стрельбицкий) до конца своих дней хранил при себе список чудотворного образа и всегда возил его с собой. После смерти владыки этот список был передан в его родное селение и помещен в соборе, рядом с чудотворным образом. До нашего времени сохранилась храмовая книга, в которой записывались имена служащих в Зиновинцах священников. В ней также есть запись о чудотворном образе. В плохо сохранившемся тексте и сегодня можно прочитать, что глаза на лике Богородицы закрыты. Чудотворный образ продолжал пребывать в храме до 30-х годов ХХ столетия. В 1935 году безбожной властью было принято решение об уничтожении Свято-Троицкого собора. По свидетельству старожилов, в течение первых трех дней разрушения собора чудотворная икона светилась дивным светом. Как обычно, большевиками из храма были изъяты все церковные ценности. С иконы сняли дорогую ризу и вместе с другими иконами свалили в каплычку на кладбище. Одна из селянок взяла чудотворный образ в свой дом и использовала его в хозяйстве как крышку для погреба. Помня о главной святыне села, прихожанка храма Евдокия Дрийчук упросила женщину отдать ей икону и до конца своих дней тайно хранила её в своем доме.
Долгое время Зиновинская икона считалась безвозвратно утерянной. Память о ней еще сохраняли дореволюционные церковные издания, но само село уже нельзя было найти на карте — оно было переименовано в с. Шевченко. Прошло семьдесят лет, прежде чем Пресвятая Богородица вновь явила Свой образ, сотворив новое чудо. В 2004 году, в период Рождественского поста, в Винницу прибыл чудотворный кровоточивый образ Спасителя. В это же время хранительница Зиновинской иконы псаломщица Зинаида Серова (дочь Евдокии Дрийчук) увидела, что на иконе Богородица открыла глаза. После беседы с настоятелем сельского храма о. Владимиром Кищуком раба Божия Зинаида решила вернуть святыню церкви.
Когда икону переносили в храм, пожилая женщина страдающая тяжелой болезнью ног, приложилась к чудотворному образу и на другой день почувствовала себя исцеленной. По рассказу священника это не единственное исцеление происшедшее в наше время.
Сейчас чудотворная Зиновинская икона Божией Матери находится в с. Шевченко в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, устроенном в старой хате, стоящей на месте разрушенного большевиками собора. Как и прежде в соборе, так ныне в храме рядом с чудотворным образом стоит его список, ранее принадлежавший архиепископу Модесту. Благодаря сохранившемуся списку мы видим действительно свершившееся чудо: открытые глаза Богоматери на чудотворном образе и закрытые на старинном списке.
В течение трехсот лет Богородица через Свою святыню являла в Подолии многие знамения и чудеса. И ныне Она призывает каждого обратиться к Ней в молитве и задуматься о самом главном в жизни — спасении бессмертной своей души. Уповаем, что Богоматерь явит через Свою святыню еще много чудес. Только бы не охладело сердце наше, и была крепка вера в милость Божию к нам грешным.

Ростислав Моцпан, храм свщмч. Владимира

СМП "Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА", 2007, тираж 2000 экз.
Адрес: а/я 21, Житомир-2, 10002.

Сайт создан в системе uCoz